Мёртвые души

По мотивам поэмы Н.В. Гоголя
(Инсценировка Олега Липовецкого)
Дата премьеры: 24 сентября 2017 года
Жанр: прочтение
Продолжительность: 3 часа с антрактом
Возрастная категория зрителя: 14+

Режиссер: Олег Липовецкий
Художник: Яков Каждан
Хореограф: Ольга Васильева
Композитор: Александр Улаев
Свет, звук: Денис Проскуряков

АннотацияФотографииРецензииНаградыПресса

В своем романе-поэме «Мертвые души» Гоголь рассказывает об одном городке, который писатель называет «NN», куда, нарушая спокойную и размеренную жизнь жителей, приезжает некий господин Чичиков. Его целью становиться покупка мертвых душ крепостных. Дело это он затеял для того, чтобы заложить эти души в заклад и получить с них навар. Чичиков знакомится со всеми чиновниками города: губернатором, прокурором и др. Он всех очаровывает. Его принимают за очень милого и уважаемого человека. Но проницательность Чичикова подвела его в тот момент, когда он завел знакомство с местным гулякой и сплетником Ноздревым и дело приняло совсем другой оборот…

Режиссёр Олег Липовецкий о спектакле:

Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой. Так же, как Гомер назвал свою Одиссею. И там, и там — роудмуви. Только Одиссей держит путь домой к своей семье, а Чичиков двигается в никуда. И тут направление движения Павла Ивановича совпадает с дорогой птицы — тройки о которой Гоголь пишет: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?… …и мчится вся вдохновенная Богом! Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…»

В этой поэме Гоголь с любовью попытался описать всю Россию как она была, как будет и как есть. С одной стороны — это прекрасное лирическое произведение, с другой — жёсткое, пристрастное и очень смешное исследование русских характеров и российского общества.

Я очень хотел сохранить обе эти ипостаси Гоголевского текста. И от того пришлось делать новую инсценировку и вводить новых персонажей, которые у нас и отвечают за лирическую сторону спектакля. Не то, что бы их у Гоголя нет, но раньше им не давали слово. Это — кони из тройки Чичикова. Гнедой, Чубарый и Заседатель. Ну, а как вы понимаете, кони, которые говорят — это уже не просто кони. В общем, на сцене — та самая птица — тройка. Их, действительно, всего трое — актёров, которые играют в спектакле. Они играют все роли. На Руси тройка — сакральное число. Троица, тройка, трёхголовый змей, три богатыря… Да вы сами вспомните ещё много добрых и недобрых троек, если захотите.

Вообще, не стоит ждать от нас краткого пересказа большой и хорошей книги. Наш спектакль — это попытка осмысления современными российскими людьми великого русского текста и вопросов, которые он поднимает. А отвечать на эти вопросы, как всегда вам — нашим зрителям.


Спектакль поставлен в рамках Федерального партийного проекта «Театры малых городов» партии «Единая Россия».

Фотограф: Юлия Гридина

Вера Сердечная
Фото: Алексей Лишута

Театральный критик, кандидат филологических наук.
Ридер драматургических конкурсов «Любимовка», «Ремарка».

Олег Липовецкий придумал спектакль не столько о всероссийском мороке мертвых душ, сколько о чуде театрального преображения. Художник Яков Каждан создал интерьер секонд-хенда (или же это захламленный домик Плюшкина?), где три еще неясных героя начинают опись имущества, а старые костюмы оказываются метафорой мертвых душ. Поэму Гоголя, найденную среди старого хлама, эти трое начинают читать – и играть в нее, перевоплощаясь с лету.

На долю Максима Потапченко и Виктора Чарикова приходится вся разнообразная характерность, все Собакевичи, Плюшкины и Ноздревы. Олегу Ермолаеву достается Чичиков – и насколько же по-бендеровски обаятельным оказывается вдруг этот неуловимый герой!

Естественна и органична хореография Ольги Васильевой: у каждого персонажа своя двигательная особинка, свой ритм, а вместе они воссоздают в пластическом рисунке возрастающую ухабистость русской дороги. На протяжении трех с лишним часов три артиста бесконечно меняют театральные обличья, плетут энергетическую вязь с текстом и залом, чтобы в итоге полушутя предложить залу купить у них покетбук «Мертвых душ».

Из статьи в «Петербургском театральном журнале»

Владимир Спешков
(Фото с сайта verstov.info)

Журналист, театральный критик, заслуженный работник культуры России, редактор музейного издательства «Каменный пояс».

Жанр своего спектакля по поэме Н.В. Гоголя режиссер лесосибирских «Мертвых душ» Олег Липовецкий определяет как «прочтение». Что справедливо: к гоголевскому слову авторы постановки внимательны чрезвычайно. Но не в меньшей степени это игра: игра-путешествие по гоголевским маршрутам и игра-перевоплощение в героев его поэмы. Всех их представят зрителям три актера: худрук «Поиска» Олег Ермолаев (он станет Чичиковым) и Виктор Чариков с Максимом Потапченко (вот они-то сыграют всех остальных персонажей, и в женских ролях будут едва ли не убедительнее, чем в мужских). У постановки театра маленького сибирского города вообще уже немало фестивальных наград, в том числе приз «За лучший спектакль малой формы» на XVI фестивале театров малых городов России.

Эти «Мертвые души» вышли не из гоголевской шинели, а, скорее, из гардеробной Плюшкина, где собрана одежда тех, кто когда-то были душами живыми (художник спектакля Яков Каждан помнит, что вещи переживают людей). Старые пиджаки, кафтаны и платья на современных актерах оживят эти души вновь, и начнется увлекательнейший, во многом импровизационный процесс, где будет место для больших и горьких раздумий (какой Гоголь без этого), как и для заразительного смеха. Очень современный театр в живом и подлинном диалоге с вечным текстом.

Участник XX международного театрального фестиваля «Радуга»

Санкт-Петербург, 2019 г.

Номинант Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска»:

Москва, 2018 г.

II Место на III региональном конкурсе «Полюс. Золотой сезон».

Красноярск, 2018 г.

Гран-при XVI фестиваля театров малых городов России «Лучший спектакль малой формы».

Новороссийск, 2018 г.

Лауреат V Межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» в номинации «Лучшая мужская роль» (впервые в истории фестиваля награды удостоены все три актёра, играющие в спектакле: Олег Ермолаев, Виктор Чариков, Максим Потапченко).

Новосибирск, 2018 г.

Премия Ассоциации Театральных Критиков на красноярском фестивале «Театральная весна» (режиссёр Олег Липовецкий).

Красноярск, 2018 г.

«Лучшая премьера сезона в муниципальном драматическом театре» и «Лучшая работа художника в драматическом театре» (Яков Каждан) по итогам Краевого фестиваля «Театральная весна».

Красноярск, 2018 г.


Карнавал душ 07 Апр. 2018