40 лет «Поиска». Театр, который всегда молод

НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ | Оригинал статьи
Автор: Анна Павлова


Сцена из спектакля «Олд Сэйбрук»

В прошлом году Лесосибирский городской драматический театр «Поиск» громыхнул на всю страну. Во внеконкурсной программе «Золотой маски» была показана пронзительная постановка о том, как трудно найти свое место в мире человеку с ограниченными возможностями. Тогда после спектакля «Малые деньги» по пьесе Сиркку Пелтола этот театр стал открытием для широкой российской публики. В свой юбилейный 40-й творческий сезон «Поиск» вошел триумфатором: «Мертвые души» в постановке Олега Липовецкого — событие, о котором говорить будут долго.

Из квартиры — в Токио

Театр «Поиск» — небольшое здание, которое известно каждому жителю этого северного города. На фасаде — символ театра: цветной перевернутый зонтик, который, кажется, забыл здесь Оле-Лукойе. То ли из-за отсылки к сказке Андерсена, то ли из-за небольшого размера сам театр кажется игрушечным. Гардероб, фойе, буфет, сцена, которая весьма условно отделена от зала. И труппа в 10 человек. Такая камерность — особое качество именно этого театра, который очень тесно контактирует со своим зрителем и имеет на самом деле уникальную историю.

В 1978 году он начинался как народный: режиссер Владимир Иванович Евстифеев, до этого много лет руководивший Енисейским народным театром, с несколькими артистами переехал в Лесосибирск — это и была первая «поисковая» труппа. Как и многие театры, лесосибирский столкнулся с тем, что играть было негде. Сначала местом обитания был клуб ЛДК, потом Дом культуры. Какое-то время театр даже ютился в трехкомнатной квартире — но спектакли все равно шли, и не просто шли, а получали высокие оценки на различных театральных фестивалях. В 1980 году «Бесприданница» по пьесе А. Островского стала лауреатом краевого фестиваля театрального творчества, а через два года труппа стала участником Международного фестиваля любительских театров в Токио. Лесосибирцы возили в Японию спектакль по пьесе А. Арбузова «Таня». Исполнительница главной роли Марина Майкова получила там Гран-при за лучшую женскую роль.

В 1988 году театр получил свое здание, в котором живет до сих пор, и статус: Лесосибирский театр-студия «Поиск». Впереди было большое будущее, но 16 октября того же года сердце Владимира Ивановича остановилось.

Новым режиссером стал Юрий Александрович Лобанов, уже первый его спектакль («И был день» по пьесе Алексея Дударева) стал лауреатом краевого фестиваля театрального творчества. Через год с тем же спектаклем театр пополнил список своих творческих удач еще тремя дипломами, на этот раз театрального фестиваля Сибири и Дальнего Востока в г. Улан-Удэ. В 1991 году на сцене «Поиска» состоялась премьера спектакля по пьесе Б. Брехта «Трехгрошовая опера», постановка во многом напоминала бродвейский мюзикл: песни к спектаклю писали актер театра, поэт Николай Штромило и известный красноярский бард Валерий Кузнецов. Совместно с Николаем Штромило был создан спектакль «Приглашение на казнь» по Набокову, а в спектакле «Зойкина квартира» песни и зонги были написаны красноярским поэтом и бардом Геннадием Васильевым.

В октябре 1992 года любительский театр-студия «Поиск» первым в крае получил статус муниципального драматического театра. Еще одна значимая веха — создание при театре молодежной студии, которая стала первой ступенью для многих актеров. Юрий Александрович Лобанов больше 20 лет был бессменным руководителем и режиссером, но по состоянию здоровья в 2011 году оставил этот пост.

«Не воспитываем. Просто показываем»

С 2011 года художественным руководителем стал Олег Ермолаев, который служит в театре с 2000 года. Шесть лет у «Поиска» не было своего режиссера, с труппой работали приглашенные специалисты. За это время родились спектакли, которые понравились не только зрителям, но и театральным критикам. Это, например, «Малые деньги» и «Лесосибирск Лойс», которые поставил Радион Букаев. Оба спектакля были участниками фестиваля «Золотая маска» — «Малые деньги» во внеконкурсной программе «Маска плюс» в 2017-м, а «Лесосибирск Лойс» был номинирован в этом году в категории «Эксперимент». Спектакль был поставлен в рамках гранта фонда Михаила Прохорова: в Лесосибирск приглашались драматурги Ирина Васьковская и Дарья Уткина, они общались с подростками — и результатом стала пьеса, написанная о юных лесосибирцах.

— Это спектакль-чат, — объясняет Олег Ермолаев. — Он полностью идет в Интернете, зритель сидит перед большим экраном, на котором поочередно открываются страницы главных героев. Зрители видят переписку в живом времени и даже сами могут писать им. Это была очень необычная постановка для нашего зрителя, она долго обсуждалась, мнения были разными, хотя театральные критики высоко оценили эту работу. Форма переписки использовалась и до нас, но весь спектакль так построить никто не решался.

Главной линией спектакля становится любовная история между ученицей и учителем (и она была взята из жизни), но параллельно развивается не менее важная тема — отношение к родному городу, из которого подростки непременно хотят «свалить». Поэтому создатели спектакля добавили к любовной истории еще одну часть — рассказы выпускников, которые окончили школу в Лесосибирске 10 лет назад и чего-то уже добились.

— Нет, мы совсем не хотим воспитывать зрителя, я вообще считаю, что театр не должен этим заниматься, — уверяет Олег. — Театр показывает проблемы, которые сейчас есть в обществе, обостряет их, дает возможность порассуждать о них. Мы пытались рассказать, что дети хотят уехать, порой сами не понимая причину этого желания. Но есть люди, которые остаются в маленьком городе и реализуют себя. И показываем это на своем примере.

Репертуар в «Поиске» сознательно формируется так, чтобы в нем были и фестивальные спектакли, и зрительские — кассовые. Но иногда случается невозможное — и оба формата совпадают в одной постановке. Так случилось с «Мертвыми душами» Олега Липовецкого, с которыми театр побывал уже на нескольких театральных фестивалях.

На завершившемся на днях «Ново-Сибирском транзите» все актеры, занятые в спектакле (Олег Ермолаев, Максим Потапченко и Виктор Чариков), стали лауреатами в номинации «Лучшая мужская роль». Уже сейчас можно говорить, что лесосибирские «Мертвые души» — очень удачное прочтение классики. Из хрестоматийного текста сделана талантливая выжимка, которая помещена в условное пространство то ли секонд-хэнда, то ли лавки старьевщика. Всех гоголевских персонажей играют три актера — и играют блестяще.

В этом сезоне у театра появился постоянный режиссер — им стал недавний выпускник Российского государственного института сценических искусств Олег Христолюбский. Он поставил уже три спектакля, в том числе один для семейного просмотра — «Воскресный ребенок» в инсценировке Е. Ионова. Под руководством молодого режиссера уже успешно реализован экспериментальный проект «Экспедиция», в котором появился новый для театра «Поиск» формат — читки. На суд зрителей было представлено несколько пьес современных драматургов, после читок зрительским голосованием была выбрана одна — «Спички» Константина Стешика, которую театр и поставит в новом сезоне. И уже сейчас есть уверенность, что и в нем будет достаточно экспериментов.


Спецпроект

Для информационной поддержки деятельности театров муниципальных образований Красноярского края газета «НКК» совместно с ПАО «Полюс» реализует спецпроект «Сцена и ценности».

Одной из значимых тем проекта стал театральный конкурс «Полюс. Золотой сезон».

В прошлом году лесосибирский театр со спектаклем «Малые деньги» стал вторым в конкурсе «Полюс. Золотой сезон». В этом году на конкурс «Поиск» заявил нашумевшие «Мертвые души».