Малые деньги

ОписаниеИсполнители и роли

Автор пьесы: Сиркку Пелтола
Дата премьеры: 24 апреля 2016 года
Жанр: социальная драма
Продолжительность: 1 час 10 минут без антракта
Возрастная категория зрителя: 16+

Режиссёр: Радион Букаев
Художник: Никита Сазонов
Свет, звук: Антон Ботов

Работа над этим спектаклем началась в рамках лаборатории «Камерата плюс» в городе Шарыпово. Под руководством режиссёра Радиона Букаева был создан эскиз спектакля, который вызвал большой интерес как у зрителей, так и у артистов нашей труппы. Поэтому было принято решение довести работу до конца.

АннотацияФотографииРецензииНаградыПрессаВидео

История, рассказанная финским драматургом о жителях Финляндии, вполне могла произойти в нашем городе. Так же ездят жители наших заброшенных деревенек за продуктами в ближайший город или райцентр – там ведь всё дешевле. Так же дружат-ссорятся с соседями. Так же читают маленьким детям сказки.

Это история о матери и ее сыне. Сыну около 50 лет, но в душе он — ребенок, он ментальный инвалид, хотя физически полностью здоров. Матери нужен ее сын, потому что она тоже больна — у нее не ходят ноги и большую часть времени она проводит в кресле-качалке. Они нуждаются друг в друге. Но мир меняется, они стареют. Мать понимает, что когда она умрет, то Ясон (так зовут сына) останется один. Ее тревожит, как он будет справляться со всем один. Она разработала целую инструкцию, как ее сын должен себя вести после ее смерти: ездить в город раз в неделю, уметь пользоваться банковской карточкой, чтобы снять деньги. В одной из поездок он встречается с молодыми людьми и вот тут начинается весь трагизм…

Режиссёр Радион Букаев о спектакле:

В этой постановке мы хотим привлечь внимание к проблеме социализации инвалидов в обществе и неготовности самого общества «нормальных» людей к тому, чтобы рядом с ними жил инвалид. Мы говорим о том, что невозможно инвалиду (умственному или физическому) жить в социуме самостоятельно, без посторонней помощи. Без других людей (родственников, специалистов) ему невозможно адаптироваться, даже если вокруг построить миллионы лифтов, дорожек, специальных языков, символов, затейливых придумок.

Именно такой, непримиримо жесткой, должна быть постановка вопросов в социальном театре. Только вызвав бурные эмоции, пусть даже злость, раздражение или несогласие, мы можем подтолкнуть каждого из зрителей в сторону изменения своего отношения к этому вопросу.

Спектакль по пьесе Сиркку Пелтола «Всего ничего (Малые деньги)» открыл новый проект театра «Поиск» — «За пределами», целью которого является расширение творческих границ театра. Основная задача проекта в том, чтобы представленные в нем постановки были мобильными, независимыми от места проведения, что позволит охватить как можно больше зрительской аудитории. Неотъемлемой частью проекта является обсуждение после спектакля.

Павел Руднев
(Фото: Игорь Захаркин)

Театральный критик, театральный менеджер. Помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам.
Кандидат искусствоведения.

Муниципальные театры Красноярского края – из Шарыпово, Лесосибирска и Мотыгино – некоторое время назад стали феноменом российской провинциальной сцены. Это труппы, существующие внутри очень малочисленной городской среды, что вынуждает театры ставить часто и, что называется, знать своего зрителя в лицо, активно внедряясь в городское сообщество.

«Малые деньги» играются в фойе для очень небольшой аудитории – и эта форма прямого воздействия на публику только усиливает важность проблемы, лежащей в основе спектакля.

Здесь идет разговор о том, как устроен мир человека с особым сознанием. Великовозрастному парню с аутизмом, который носит варежки на резинках, непросто в этом страшном мире, полном насилия, нищеты, обмана. Умирающая мать готовит сына к самостоятельной жизни, комично обучая его элементарным навыкам. Мать готовит сына к мирной жизни, снаряжая его как на войну. Вокруг развешаны таблицы, объясняющие мир в простых, понятных картиночках. Но оскорбленное несправедливостью сознание – это огромная сила, и герой Ясон ее продемонстрирует своим обидчикам.

Остросоциальная история завершается как рождественская поучительная сказка, где простейшие правила общежития, по которым живет взрослый ребенок, так напоминают нам чаемую, желанную норму. Ту норму, из которой давно вывалился наш безумный мир.

Участник внеконкурсной программы фестиваля «Золотая Маска» — «Маска Плюс».

Москва, 2017 г.

Специальный приз жюри «За актерский ансамбль» XV Фестиваля театров малых городов России.

Тобольск, 2017 г.

II место на втором региональном конкурсе театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон»

Магадан, 2017 г.