Творческие находки «Поиска»

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА | Оригинал статьи
Автор: Геннадий Васильев


Разговор о провинциальных театральных коллективах Красноярского края «РГ» начала знакомством с шарыповскими лицедеями (№141 от 29 июня). Сегодня представляем муниципальный театр «Поиск» из Лесосибирска.

Сцена из спектакля «Малые деньги»

Представление начинается

Театральные подмостки в Приангарье закладывал по крупицам и пестовал до совершенства выпускник Московского государственного института культуры Владимир Евстифеев. Сначала создал и вывел на всесоюзный подиум Енисейский народный театр, а в 1978-м, после того как на базе двух рабочих поселков образовался Лесосибирск, вместе с несколькими своими артистами организовал труппу и в этом молодом городе.

Росли трудно. Скитались по чужим помещениям, играли в клубе деревообрабатывающего комбината, а то и вовсе в трехкомнатной квартире. Но уже через два года их «Бесприданница» по пьесе А. Островского стала лауреатом краевого фестиваля театрального творчества. Спустя еще пару лет — уже на Международном фестивале любительских театров в Токио — Марина Майкова получила Гран-при за лучшую женскую роль в спектакле «Таня» по пьесе А. Арбузова.

«Поиск» шел по восходящей. В 1988-м, казалось, самом счастливом, Евстифеев, только-только отметивший свое 50-летие, получил для любимого самодеятельного детища отдельное помещение. И новый статус…

Сердце режиссера остановилось внезапно. Сердце театра, запущенное им, продолжало биться.

Игра в психологию

Театр-студию возглавил Юрий Лобанов, до этого руководивший народным коллективом в Юрге. И первая же его, выпускника Кемеровского государственного института культуры и высших режиссерских курсов при Щукинском училище, работа — «И был день» по пьесе А. Дударева — стала лауреатом краевого фестиваля. Всего через год целых три диплома — за лучший актерский дуэт (Константин Нешин и Оксана Грибова), за исполнение характерной роли (Валерий Ильясов) и за лучшую постановку — привезли с театрального фестиваля Сибири и Дальнего Востока в Улан-Удэ.

А потом был мюзикл «Трехгрошовая опера». С фейерверком импровизации, музыкой, песнями, которые написали участник труппы, поэт Николай Штромило и известный красноярский бард Валерий Кузнецов.

Как беспощадно режиссера ругали «за Брехта» на театральном празднике в Абакане! А итог все равно был блистательным: очередное лауреатское звание.

В 1992-м любительский театр-студия «Поиск» первым в крае получил статус муниципального. Радость, ответственность, новые горизонты. Можно брать в штат профессиональных актеров, а тех, кто не имеет специального образования, — учить. За несколько лет при поддержке Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры многие «самодельщики», пройдя горнило профподготовки, получили специальность «актер драматического театра».

В одном интервью Юрий Лобанов сказал: «Я готов заявить о том, что мы — театр психологический». К этому стремился, этого достиг. В репертуаре — «Отравленная туника» Н. Гумилева, «От красной крысы до зеленой звезды» А. Слаповского (по оценкам критики, лучшая постановка режиссера, отмеченная на «Театральной весне»), «Король умирает» Э. Ионеско, «Волшебная ночь» С. Мрожека… Каждая работа заставляет оглянуться, задуматься: как живем?

Фестивальный марафон

Шесть лет назад из-за тяжелой болезни Юрию пришлось расстаться с театром, но связи со своими воспитанниками, подхватившими флаг, не теряет. Нынешний худрук Олег Ермолаев и завтруппой Наталья Гамеза (оба — из числа действующих и ведущих актеров) свое мастерство совершенствовали на курсах Константина Вощикова и Игоря Гудкова. Там же учился Виктор Чариков, не раз отмеченный дипломами разных степеней. Теперь они, старожилы лесосибирского театра, помогают молодым коллегам.

На престижном «Рождественском параде» в Санкт-Петербурге постановка нижегородского режиссера Александра Ряписова «Кому сон, кому явь, кому клад, кому шиш» по пьесе Александра Островского «Не все коту масленица» отметилась сразу в двух номинациях: «Лучший спектакль» и «Лучшая мужская роль» (Виктор Чариков). Блистал «Поиск» и на столичной сцене: показав вне конкурсной программы «Золотой маски» «Малые деньги» по пьесе финского драматурга Сиркку Пелтола в постановке Радиона Букаева, получили предложение представить московским зрителям еще две работы из репертуара.

Очередное признание принес театральный фестиваль малых городов в Тобольске, где «Малые деньги» удостоились специального приза жюри «За лучший актерский ансамбль».

Последние годы в театре ставили приглашенные режиссеры.

— В общении с разными мастерами, стилями, безусловно, есть свои плюсы: учимся гибкости, динамичности. Но все-таки нужен человек, который бы задавал общее творческое направление, — признался как-то Олег Ермолаев.

И вот благодаря шарыповской театральной лаборатории «Камерата плюс» лесосибирцы познакомились с Олегом Христолюбским. Заканчивая нынче театральный институт в Санкт-Петербурге, где считается лучшим на курсе, он поставил в «Поиске» комедию «Олд Сэйбрук» по пьесе Вуди Аллена. Понравилось и актерам, и публике. Пригласили на постоянную работу. В новом сезоне Олег приедет в Лесосибирск.

…Ну а театр тем временем пакует чемоданы. В борьбе за грант одной из крупнейших российских компаний «Поиск» уступил лишь профессионалам Минусинского драматического и, по результатам предварительного конкурсного отбора, включен в шорт-лист форума-фестиваля «Территория», который пройдет в столице колымского края. Магаданскому зрителю лесосибирцы покажут ставшие уже хитом «Малые деньги».

Мнение

Игорь Гудков, доцент кафедры актерского мастерства Красноярского института искусств:

Я уверен: малые муниципальные театры — наше большое достояние. «Поиск» знаю давно, нежно его люблю. Своих учеников помню поименно. Саша Израэльсон теперь успешно работает в Абакане. Сережа Иордан играет в нижегородском ТЮЗе. Радуюсь и каждой удаче нынешних актеров — Наташи Гамезы, Виктора Чарикова, Олега Ермолаева. Все они показывают пример того, как небольшой провинциальный коллектив может вполне успешно конкурировать с маститыми профессионалами.


Кстати

Эмблему «Поиска» — перевернутый зонтик с изображением театральной маски — придумал живущий теперь в Подмосковье красноярец Юрий Попов. Известный российский художник, много лет назад впервые оказавшись в лесосибирском театре, он настолько проникся творческим духом коллектива, что подарил новым друзьям свою картину «Пан». Она и сегодня украшает театральное фойе.