Договор Чичикова с дьяволом

Общественно-политическая газета «Трибуна» | Оригинал статьи

Автор: Любовь Лебедина


Трудно представить, чтобы «Мертвые души» Николая Гоголя, вдоль и поперек изучаемые в школьной программе, прозвучали сегодня так злободневно, саркастически и современно. Еще удивительнее то, что это явление появилось в маленьком городском театре «Поиск» Лесосибирска Красноярского края.

Выходит, талантливые открытия хорошо известной классики могут происходить не обязательно в столицах, а в далекой провинции, где есть настоящие художники  и талантливые артисты, работающие на совесть. В этом мы смогли убедиться на международном фестивале «Радуга» во время показа спектакля «Мертвые души».

Оказывается, открытый игровой театр со всеми приколами, гегами, наглядными перевоплощениями из одного персонажа в другой, (для этого достаточно изменить одну деталь одежды, пластику, тональность речи), и картинка мира будет настолько правдоподобной, даже страшной, что душа содрогнется от человеческой подлости и покажется, что Бог больше не верит в людей. И вообще мир прогнил настолько, что  продажность стала в порядке вещей и мертвые души тоже можно покупать, если совесть уснула.

В спектакле Олега Липовецкого Павел Иванович Чичиков не какая-то абстрактная фигура, обаятельный делец, каких мы повидали множество в фильмах и других спектаклях, он современный чиновник, придумавших схему оболванивания  владельцев недвижимости и бессловесных рабов, хорошо уяснивший, что за деньги можно все купить, даже душу, память об ушедших из жизни людей. Эта идея настолько задевает за живое и вызывает протест, что хочется «волком выть».

В спектакле играют только три артиста: Виктор Чариков, Максим Потапченко, Олег Ермолаев, благодаря которым создается атмосфера мифического города NN, его обитателей, глупости и невежества, где грубая лесть открывает все двери, и сердце радостно подпрыгивает от мнимого величия. Сопровождающие Чичикова Петрушка и Селифан  не просто клоуны в балаганном театре, они существуют по принципу: «чего изволите». Надо изобразить Губернатора – пожалуйста, тупую Коробочку или медвежатника – Собакевича – да, никаких проблем. Для этого не надо грубо имитировать, надо только схватить суть характера и выставить его на посмешище. Ярким выразителем бандитской нахрапитости и вседозволенности выступает Ноздрев. Он придумает  неправдоподобные версии злодеяний Чичикова и все ему верят, потому что в России все возможно и каждого можно облить грязью, а потом целоваться с этим «прокаженным», так как ничего святого не осталось, и душа настолько почернела, что дьявол можно праздновать победу над падшими ангелами. Сам же Чичиков даже не подозревает, что давно продал душу дьяволу за выгодную сделку и прекрасное мгновение больше не посетит его, только страх и подозрительность окутают плотным кольцом «олигарха», убегающего  в никуда на птице-тройке.

В центре квадратного пространства с развешанной одеждой исчезнувших владельцев идет торг – кому достанутся горы хлама, а в центре за длинным столом ряженые наследники благополучной и сытой  жизни пытаются поймать момент удачи, от которой кружится голова и отшибает память.

Во второй части спектакля есть момент воспоминаний Плюшкина о прошедшей жизни, о том, как накопительство стало смыслом его бытия, и мука превратилась в камни, а сердце заполнила пустота. Вот об этой внутренней пустоте, об исчезновении в человеке человека, превратившегося в  функцию, и повествует смелый и задиристый спектакль молодежного коллектива «Поиск». Побольше бы нашему театру таких прозрений и оригинальных трактовок, когда не гонятся за яркой формой и проникают в самую суть нашего смутного времени.