ЖУРНАЛ «ОГОНЁК» | Выпуск №6(5502)
Автор: Дмитрий Ренанский
Самая престижная театральная премия страны будет вручена 15 апреля в Большом театре, но обозреватель «Огонька» убежден: первые итоги «Золотой маски — 2018» имеет смысл подводить сейчас, когда фестиваль только начался
Членам жюри 24-й по счету «Золотой маски» не позавидуешь: в одном только драматическом конкурсе заявлены 40 спектаклей с лишним, в номинации «Лучшая работа режиссёра» соревнуются почти три десятка постановщиков в возрасте от 33 до 75 лет, то есть плюс-минус все основные действующие лица сегодняшней российской сцены. В спину убеленным сединами консерваторам дышит молодая шпана, блокбастеры театров-тяжеловесов на равных конкурируют с лабораторными экспериментами, а кумиры столичной публики — со спектаклями из регионов. Выстраивать иерархии из категорий, которые в принципе невозможно сравнивать,— задача, что и говорить, не из легких: национальной театральной премии из года в год приходится совершать выбор даже не между хорошим и лучшим, а между желтым и круглым. Так что не так уж важно, как именно в конце концов сойдутся звезды и кто займет почетные места на пьедестале. Программа «Золотой маски» — тот редкий случай, когда принцип «Главное не победа, а участие» не кажется утешением для неудачников: как ни крути, новейшую историю отечественного театра пишут не лауреаты фестиваля, но его номинанты.
Поэтому фавориты нынешней «Маски» определились еще задолго до старта форума, программа которого выглядит едва ли не самой впечатляющей и разносторонней за последние годы. В поставленных по математической формуле «Индивидах и атомарных предложениях» Всеволода Лисовского (творческая лаборатория «Угол», Казань) входят в клинч научный и гуманитарный типы человеческого сознания — и оба пасуют перед принципиальной непознаваемостью мира. Грандиозный «Губернатор» Андрея Могучего по рассказу Леонида Андреева (БДТ им. Товстоногова) реконструирует процесс рождения из человека личности в условиях распадающейся реальности. Отталкиваясь от драматургии легендарного матча на первенство мира по шахматам между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым, Дмитрий Волкострелов в «Розенкранце и Гильденстерне» (ТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург) размышляет об остановившемся времени, о том, как оно обессмысливает слово, лишая его свободы и власти. Юрий Бутусов в «Дяде Ване» (Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург) прочитывает Чехова сквозь призму Беккета и Ионеско, а народный артист Сергей Мигицко грандиозно играет трагическую клоунаду о том, как смешно, нелепо и безнадежно человек цепляется за маленькую жизнь, у которой нет решительно никакого смысла.
Уже четверть века «Золотая маска» остается барометром, по которому можно отслеживать не только актуальные тенденции искусства, но и заметные культурные процессы. Одна из ключевых тем этого года — значение инициативы снизу, роль местного самоуправления. Взять хотя бы темную лошадку музыкального конкурса — Воронеж. Столица Черноземья всегда славилась своей драматической сценой, а местной опере последние 10-20 лет похвастаться было особенно нечем, пока глава знаменитого Камерного театра Михаил Бычков не основал мультижанровый Платоновский фестиваль, распространивший экспансию на все главные площадки города. Так в репертуаре появилась поставленная Бычковым «Родина электричества» — спектакль по Андрею Платонову, с которым в нынешнем году Воронежская опера впервые участвует в фестивале. Столь же красноречив и опыт Краснодара, занимавшего на театральной карте России отнюдь не самое заметное место до тех пор, пока пару лет назад две городские труппы не возглавили недавние выпускники столичных вузов, молодые режиссёры Радион Букаев (Краснодарский академический театр драмы им. Горького) и Даниил Безносов (Краснодарский муниципальный молодежный театр), оба — номинанты «Маски-2018». Художественная встряска пошла на пользу не одному только драматическому цеху: в городе, никогда не славившемся достижениями в области танца, очень быстро заявила о себе одна из лучших российских компаний contemporary dance — этой весной краснодарский «Воздух» будет претендовать на «Маску» уже во второй раз.
«Маска» опровергает тезис о «развращенной» столице и о регионах как оплоте традиции. В этом году самая радикальная постановка конкурса приедет в Москву из Красноярска
Еще один заметный сюжет форума — снятие надуманных противоречий между разными типами театра, представителей которых сегодня то и дело пытаются столкнуть лбами. Традиционалисты разных поколений от Льва Додина до Миндаугаса Карбаускиса гармонично и бесконфликтно сосуществуют в афише вместе с прогрессистами Дмитрием Волкостреловым и Филиппом Григорьяном, а вроде бы отвечающий за архаику и культурную память спектакль «Воительница-Джырыбына» театра «Олонхо» из Якутска идеально встраивается в систему координат актуального искусства. Преодоление стереотипов — вообще конек «Маски»: программа этого года не без блеска, например, опровергает излюбленный тезис консерваторов-почвенников о развращенной «современным искусством» столице и о регионах как оплоте художественной традиции. Не случайно, пожалуй, что самая радикальная постановка конкурса приедет в Москву из города, находящегося в 300 километрах от Красноярска. Исследующий новые пути коммуникации со зрителем проект театра «Поиск» из города Лесосибирска под названием «Лесосибирск Лойс» (режиссёр Радион Букаев) разыгрывается во Всемирной паутине — причем участником спектакля при соответствующем желании и наличии подключенного к интернету гаджета может стать каждый зритель.
И вот что, пожалуй, самое важное. Не секрет, что «Золотая маска» изначально задумывалась не ярмаркой профессионального тщеславия, а поводом для ежегодного социологического исследования, попыткой вглядеться в российский театральный пейзаж со всеми его пригорками и ручейками, колдобинами под ногами и миражами на горизонте. Семь-восемь недель сложносочиненной фестивальной программы позволяют понять, чем жила в минувшем сезоне одна восьмая часть суши во всей ее цельности и разности — от Москвы до Хабаровска, от Петербурга до Альметьевска, от Казани до Серова. Афиша «Золотой маски — 2018» с ее торжеством горизонтальных связей и панорамой разных проекций реальности вновь возвращает актуальность и силу затертой от неуместного использования мысли о театре как зеркале общества. Объединяя отдельные художественные феномены в национальный контекст, «Маска» дает театру возможность осознать себя не как вид развлечения или место для досуга, но как форум, как агору, как общегражданское собрание. Уравнивая правом голоса труппу из безвестного поселка городского типа с Большим и МХТ, она консолидирует единое смысловое пространство современной отечественной сцены. И в этом преодолении географической и культурной отчужденности — главный итог «Золотой маски» и главная ее заслуга.