Луч света в Камышине: закончился XVII-й Фестиваль театров малых городов России

ЖУРНАЛ «ТЕАТРЪ» | Оригинал статьи

Автор: Анна Банасюкевич


Журнал ТЕАТР. о новых тенденциях и главных лауреатах одного из самых интересных российских смотров.

Просто так
Фотограф — Алексей Лишута

30-го мая в городе Камышин Волгоградской области завершился XVII фестиваль театров малых городов, организованный Театром наций: лауреатом в номинации «Лучший спектакль большой формы» стал спектакль Семена Серзина «Собачье сердце» театра из Набережных Челнов, а лучшим спектаклем малой формы признан «Наш класс» из Нягани в постановке Александра Баргмана.

Уже не первый год театры из небольших городов доказывают свою конкурентоспособность по отношению к столичным спектаклям и спектаклям из мегаполисов. Лауреаты ФТМГР каждый год приезжают в Москву, чтобы сыграть на сцене Театра наций, нередко они же попадают и в афишу «Золотой маски» — как, например, театр «Грань» из маленького Новокуйбышевска.

Интересно наблюдать за эволюцией театров, за тем, как меняются репертуар и труппа — тут можно многое понять о том, как меняется жизнь и настроения в обществе.

Театр из города Мирный (Якутия) еще несколько лет назад играл, в основном, комедии не самого высокого уровня, теперь (с приходом нового руководства) это современный, мобильный коллектив, где проводятся лаборатории, а в репертуаре — современные пьесы. Режиссёр Ярослав Рахманин поставил здесь «Камень» по пьесе Мариуса фон Майенбурга — об истории одного дома, отразившей в себе историю страны, связавшей судьбы нескольких немецких семей. Майенбург выстроил свою пьесу как коллаж с нелинейным временем: прошлое и настоящее плотно перемешаны, и в этом идеология этого текста: драмы, ложь, чувство вины из прошлого догоняют героев, отравляя им существование. В фокусе внимания спектакля — семья, три поколения женщин: бабушка, мать, дочь — каждая из них расплачивается за былые грехи: не только собственные, но и наследственные. Бабушка с мужем-фашистом когда-то купили за бесценок дом еврейских соседей, вынужденных бежать из Германии. Дед — член партии — застрелился, когда в Берлин вошли советские войска. А дальше история, как это часто бывает, заставила подверстывать биографии под веяния времени: дед-фашист превратился в антифашиста, помогавшего гонимым евреям, и, спустя несколько десятилетий, уже внучка, растущая в 90-е, пишет школьное сочинение про деда-героя. Майенбург, а вслед за ним режиссёр Рахманин, проводит своих героев через испытание собственным прошлым, и каждый из них расплачивается чем-то важным: бабушка — сумасшествием и вечным страхом, мать — бессильной злобой и маниакальным желанием сохранить семейную легенду, защищающую от страшной правды, дочь — разочарованием, крушением детских идеалов и недоверием к самым близким.

Актрисы в «Камне» работают на крупных планах, на аккуратном синтезе психологический игры и отчужденной, формальной манеры произнесения текста, и при этом избегают уплощения. Например, Гейдрун (мать в исполнении актрисы Анастасии Ефремовой награждена на фестивале в номинации «Лучшая женская роль») — ее напряженное лицо, холодная механическая интонация в начале спектакля отталкивает, но потом ты с увлечением следишь за мгновенной, последовательной сменой эмоций. Растерянность, сожаление, страх за дочь, отчаянное желание защитить ее привычной ложью, и звериная жестокость: как хищница она бросается на угловатую пришлую девочку: правда, которую та говорит, может разрушить семью, которую Гейдрун пытается сохранить.

Спектакль Рахманина стильный, строгий — за редкими исключениями, когда режиссёру хотелось быть максимально понятым (когда возникало опасение, что сложная структура пьесы заведет зрителя в тупик). И, тем не менее, «Камень» — это своевременное высказывание о том, как мстит извращенная история, как необходимость соответствовать идеологии корежит судьбы и уничтожает будущее. И понятно, что речь не о Германии, и не о тридцатых годах. Даже не о девяностых.

Тему войны, фашизма, милитаризма на уровне межчеловеческих отношений продолжил спектакль «Наш класс» театра из Нягани в постановке Александра Баргмана по известной пьесе Тадеуша Слободзянека. Пьеса про школьников, чье взросление пришлось на предвоенные и военные годы: одноклассники, поляки и евреи, оказались в ролях гонителей и гонимых. Слободзянек с документальной беспощадностью показывает, как худшие черты человека обнажаются в ситуации всеобщей, транслируемой сверху, оголтелости.

В спектакле Баргмана взрослые актеры поначалу и правда изображают детей — условно и даже немного карикатурно: это подчеркивает инфантилизм героев, в этом просвечивает достаточно оригинальная мысль — об инфантилизме как о вине. Мы зачастую с каким-то умилением и даже гордостью говорим об инфантилизме своего поколения, здесь же инфантилизм — вина, безответственность, отсутствие зрелых понятий о ценностях и морали, слепое следование инстинктам. Здесь сложно выделить кого-то из актеров — спектакль интересен именно своей ансамблевостью: партнерское взаимодействие как основа драматургии спектакля. В пьесе огромное количество текста, но, кажется, что действие очень плотное насыщенное. О самых страшных вещах рассказывают спокойно, сдержанно. Только иногда актерам не удается удержаться в рамках строгого повествования, и происходящее тонет в истерике. «Наш класс» — эпопея, охватывающая несколько десятилетий: вторая часть спектакля — о том, что стало с теми, кто выжил в мясорубке. Пьянство, гибель детей, одинокая старость в эмиграции — время не пощадило никого, а недавнее прошлое, от которого одинаково дистанцируются и жертвы, и палачи, проступает в настоящем как разломы земной коры.

В то время, когда история становится опасным занятием и государство настаивает на единственной версии не столь давних событий — войны, репрессий, сталинского правления, спектакль «Наш класс» порою смотрится как публицистика: здесь жертвы боятся рассказать обо всем журналистам, потому что надо же как-то дальше жить в этом городе, в этих местах, с этими людьми. А палачи отмахиваются: да ладно, вовсе не так много людей погибло. Как часто мы слышим подобное из уст отечественных чиновников.

Отчасти об этом, о взаимоотношениях времени и частной жизни, рассказывает спектакль Семена Серзина «Собачье сердце», поставленный в Набережных Челнах. Здесь образ перевернутого мира явлен не только в горизонтально лежащем доме, в котором обитает Преображенский. Но и в гендерной путанице — профессора играет женщина, а Дарью Петровну — угрюмую горбатую старуху — мужчина. «Собачьих сердец» в последние два-три сезона вышло довольно много — видимо, что-то сегодняшнее узнается в этом произведении. Театр почувствовал необходимость переосмыслить повесть, вывести ее из тени знаменитого перестроечного фильма Бортко. В случае со спектаклем Серзина дело, конечно, не в том, что мужчины и женщины поменялись ролями. Здесь другая расстановка сил: Преображенский в исполнении Марины Кулясовой — белокурый андрогин, в природе которого есть некоторое кокетство, тщеславие и, в то же время, слабость, близкая к трусости. «Хватит ныть» — что-то в этом роде говорит ему Борменталь, а профессор, обессиленный последствиями своего эксперимента, тихо воет в углу. Одна из бед профессора — нечуткость ко времени, к переменам, самоупоенная беспечность. Даже отсутствие твердой почвы под ногами — в спектакле он вдруг зависает в воздухе, словно в невесомости, и парит над столами и стульями — не приводит его ни к каким метаморфозам. А за окном уже величественно проплывают огромный нос и усы Сталина. Конечно, у такого «Собачьего сердца» не могло быть булгаковского бескровного финала — спектакль Серзина поставлен со знанием исторической перспективы — не выживет , похоже, никто.

Другая тема, сильно прозвучавшая на фестивале, связана с миром взрослых и детей, с подростками, с тем как аукается детям родительское воспитание. Была эта же тема и в спектакле Канского драматического театра «Головлевы. Страшная сказка» (режиссёр Артем Галушин), поставленном в жанре мистического триллера — спектакль как будто перематывал время назад, к детству братьев Головлевых, подробно показывая, как безумный отец и озлобленная, отчаявшаяся мать ломали судьбы своим детям. Про это было и в «Вассе Железновой» из Кудымкара (режиссёр Роман Каганович), в спектакле, тоже наполненном мистицизмом, — здесь Васса, держа за руку призрак — неродившуюся девочку, внебрачную дочь сына Семена, упрямо и усердно расчищала место для жизни и будущего. А оказывалась одна, на пустой сцене — родные, как подкошенные, падали в бездну, а она все мечтала о внуках, которые будут бегать по саду.

Спектакль Дмитрия Акриша «Бог ездит на велосипеде» из Березников — о подростках. В основе — пьеса Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, а также документальные тексты. Этот спектакль кажется по-хорошему неправильным, отчасти даже несобранным — настолько неочевидна, порой нелогична здесь структура. Есть герои — например, мальчик Кирилл, которого мама водит к психологу, а папа (в растянутой «алкоголичке» и трениках, с мультяшными татуировками по всему телу) пытается сделать из него «мужика». Но эта линия намеренно растворена в калейдоскопе фрагментов жизни — подростковые вечеринки, где дети пытаются вести себя как взрослые, манифесты, выкрикиваемые в зал, рэп-баттлы. Главное в спектакле Акриша — атмосфера: на маленьком пятачке сцены, окруженной зрителям, удается создать то ощущение бесконечной пустоты и одиночества, то впечатление толкотни, мощной агрессивной энергии, которую некуда деть. Кажется, режиссёрам и актерам удалось не просто рассказать новые истории из жизни подростков, но передать само состояние подростковости, зыбкой границы между детством и взрослостью, существовать на которой сложно, больно и страшно.

Одним из фаворитов фестиваля стал спектакль театра из Лесосибирска «Просто так» — «история одного детского сада», как сказано в подзаголовке. Спектакль все-таки про взрослых, а не про детей — детский сад остается здесь какой-то параллельной абстрактной реальностью, а единственный ребенок, упоминающийся в пьесе — просто луч света, пятно на темной сцене. Сейчас, когда много говорят о буллинге, абьюзе, педофилии появляются тексты, так или иначе трактующие эти темы — как реальные проблемы или как некий бич, которым можно «достать» неугодного человека. В таких темах немало спекуляций и назидательности, но Светлане Баженовой, написавшей текст для спектакля, удалось обойтись без пафосных обобщений и драматичных противопоставлений. Сюжет довольно простой: уборщица в детском саду пристроила своего непутевого сожителя, днями напролет рубящегося в «танчики» на приставке, воспитателем на испытательный срок. Парень, вполне себе ленивый, чуть-чуть циничный, никакого особенного интереса к работе не проявил, но, по его же словам «мелкие — прикольные». Пару раз проводил домой девочку, за которой не пришла мама, и его обвинили в педофилии. Спектакль очень смешной: в Лесосибирске умудрились поставить комедию на такой сюжет, и все же, важное здесь — социальная критика. Пьеса, конечно, не про педофилию, скорее про то, как взрослые используют все, что угодно, например, детей, для собственных разборок. Или про тотальное недоверие друг к другу, про ежесекундную готовность к травле: здесь обычные скучные люди, пялящиеся в телефон на родительском собрании, во время занудного выступления заведующей (отличная работа Александры Божневой) вдруг превращаются в озверевших гопников. Важно, что тут нет благородной жертвы — учитель в исполнении Максима Макаров такой же, как все остальные — ему просто не повезло.

Спектакли XVII фестиваля театров малых городов сложно привести к какому-то общему знаменателю: заметны переклички в сюжетах, в темах, в поисках наиболее адекватного сегодняшнему дню способа актерского существования. Но эта широкая пестрая палитра свидетельствует об активном творческом процессе, об упрямо заявляющей о себе децентрализации культуры вопреки финансовым и прочим обстоятельствам.