Попали в воронку. Как театры в Новоуральске, Лесосибирске и Буинске стали центрами притяжения

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА | Оригинал статьи
Автор: Дмитрий Мальков


Форум «Театры малых и средних городов России», который традиционно проводит «Золотая Маска», вновь собрал в Москве руководителей театров из регионов. Три дня насыщенной образовательной программы, а еще встреч и личного общения с коллегами для каждого здесь — событие. Специально для «РГ» гости нынешнего форума рассказали о своих уникальных театрах и поделились, почему для них важно участвовать в этом событии.

Большой театр в маленьком городе

Андрей Костюшкин, директор Театра музыки, драмы и комедии, Новоуральск (Свердловская область):

В форуме «Театры малых и средних городов России» мы уже участвовали, приехали и в этом году. Если говорить о его важности, то тут надо понимать: у нас есть два круга театров — столичные (я имею в виду не Москву и Санкт-Петербург, а столицы регионов) и театры, которые находятся в маленьких городах. Наш театр именно такой, в Новоуральске население составляет всего 82 тысячи человек, и, конечно, мы живем в несколько других реалиях. Поэтому, когда обсуждаем с коллегами на форуме какие-то вопросы, они обычно носят практический характер. Как решать те или иные насущные проблемы? Кто уже успешно с этим справился и каким образом? Личное общение, опыт коллег — это часто очень сильно помогает.

Андрей Костюшкин, директор Театра музыки, драмы и комедии, Новоуральск (Свердловская область)
Фото: Евгений Люлюкин/ пресс-служба «Золотой Маски»

Проблемы для всех малых городов, мне кажется, типичны. Основная — кадры, которые необходимо привлекать при отсутствии больших финансовых возможностей. Кроме того, это все, что касается реализации федеральных программ. Например, «Культуры малой родины», рассчитанной на помощь театрам в городах с населением меньше 300 тысяч человек. Это глоток свежего воздуха, я знаю коллег, для которых участие в этой программе — практически единственная возможность ставить большие спектакли. Сейчас, к сожалению, поддержка по ней из года в год сокращается. Голову пеплом посыпать не хочется, но хочется понять, а как тогда быть дальше. Много вопросов возникает сейчас и по «Пушкинской карте», — вы знаете, что вышли рекомендации по синхронизации театрального репертуара со школьной программой по литературе. У нас, к примеру, план спектаклей есть уже на три года вперед, и сейчас необходимо будет пересматривать все это дело, чтобы удовлетворять новым критериям.

У нас достаточно специфический театр — мы муниципальный музыкальный театр, таких в стране всего шесть. Четыре из них, и мы в том числе, находятся в ЗАТО — закрытых территориальных образованиях, и города это, как правило, все небольшие. Особенность Новоуральска такова, что когда строился наш градообразующий завод — Уральский электрохимический комбинат, одновременно строился и театр. Причем, когда театр уже существовал, города еще не было — этот статус мы получили на три года позже! Двенадцать лет назад прошли важные преобразования: из Театра оперетты Урала мы стали Театром музыки, драмы и комедии, избрав мультижанровый путь — репертуар у нас сегодня широчайший и разноплановый. Зал на 510 мест, сами понимаете, что заполнять такое зрительское пространство в маленьком городе непросто, необходимо быть интересным, актуальным. Так фраза Олега Павловича Табакова о «театральном супермаркете» у нас реализовалась целиком и полностью.

Город без театра сильно проигрывает. Я уверен, что для маленького населенного пункта театр — центральное место. Все, что там делается, перекочевывает потом в Дома культуры и дальше. Театр, можно сказать, сеет семена развития, которые будут потом всходить на всех близлежащих территориях и формировать культурную среду. И мы сейчас, не побоюсь этого слова, культурная столица округа. Несмотря на то, что Новоуральск — закрытый город, к нам приезжают соседи, каждый пятый зритель в зале — иногородний. И это очень здорово.

Как заманить в Сибирь?

Олег Ермолаев, художественный руководитель театра «Поиск», Лесосибирск (Красноярский край):

Я помню самый первый круглый стол, посвященный театрам малых городов. Это было в Новокуйбышевске, тогда были приглашены всего несколько руководителей, а сейчас с каждым годом наши встречи становятся все интереснее и масштабнее. От форума всегда ждешь многого. В первую очередь, это общение с коллегами, у которых много схожих проблем, и что немаловажно — все их можно обсудить лично. В то же время традиционно присутствует насыщенная образовательная программа. Специалисты, которых приглашает «Золотая Маска», всегда знают чуть больше и чуть лучше нас, и по своему опыту скажу: каждый раз выносишь что-то полезное. А еще у всех нас есть прекрасная возможность посетить спектакли столичных театров, поэтому едешь в Москву, конечно, в предвкушении.

Олег Ермолаев, художественный руководитель театра «Поиск», Лесосибирск (Красноярский край)
Фото: Евгений Люлюкин/ пресс-служба «Золотой Маски»

Участие в фестивалях — очень важная история для любого театра. В свое время я, как художественный руководитель, начал активно продвигать такую мысль, и это дало видимые результаты. Приглашение «Золотой Маски» стало большой мотивацией для всех ребят. После этого случился момент узнавания — о нас стали говорить, к нам начали приезжать и проситься молодые выпускники. Для понимания: Лесосибирск находится очень далеко от Красноярска, город маленький, 60 тысяч человек, к нам так просто не заманить! Мне не очень нравится слово «бренд», но наш театр стал сейчас именно культурным брендом. Хотя мы к этому не стремились. Стремились только хорошо делать то, что умеем. Конечно, хочется удержать эту планку.

Самое главное отличие театра малого города, как мне кажется, в том, что в большом городе проще найти своего зрителя. На тот же миллионный Красноярск, имея шесть-семь театров, можно собирать в год 50-100 тысяч человек, которые будут ходить именно в ваш театр. В небольшом городке наша публика — это одни и те же люди. Поэтому мы находимся в более тесном контакте: надо учитывать их интересы, более внимательно изучать зрителей, чуть больше думать: «А как пригласить новых, чем их заинтересовать?» Поэтому я очень благодарен публике за отклики. Да, бывают критические, но и это полезно.

Не столичный театр тоже может стать знаменитым. Как? В первую очередь, надо хорошо делать то, что умеешь, и работать с любовью. А второе — нельзя просто сидеть на пятой точке. И тогда все точно сложится.

Театральная воронка

Раиль Садриев, директор Буинского драматического театра, Буинск (Татарстан):

В Москву на форум мы приезжаем уже лет пять и каждый раз уезжаем обратно наполненные, с чемоданами идей и огромной мотивацией. Но самое главное, как мне кажется, это общение, ведь «Театры малых и средних городов» собирают деятелей со всей России. Сложности у каждого свои. Возьмем даже Татарстан: есть Буинск с 18 тысячами жителей, а есть Альметьевск, нефтяная столица республики, со 160 тысячами, или Нижнекамск с 240 тысячами. Разумеется, это немного разные «весовые категории», разное видение. У нас: показал пять премьер — город посмотрел, всё. Надо ехать на гастроли. И хочется ведь больше выезжать! Мы уже как-то с коллегами обсуждали вопрос с круглогодичными площадками для малых театров в Москве — они, на мой взгляд, необходимы, чтобы мы могли приехать и показать свои спектакли столичному зрителю. Арендовать сцены бюджет не позволяет, а соприкоснуться с московской публикой, с местными критиками, очень хочется. Это совсем другая оценка, для нас она очень важна. И не мы одни хотим приезжать — таких театров много.

Раиль Садриев, директор Буинского драматического театра, Буинск (Татарстан)
Фото: Евгений Люлюкин/ пресс-служба «Золотой Маски»

В Буинске мы создали театральную воронку, в которую затягиваем все пограничные нам регионы. И не только. За полтора года построили новое здание театра, с помощью федеральной программы. В октябре будет его торжественное открытие. Живем максимально активной жизнью: уже четыре года подряд проводим в Буинске международный фестиваль, куда съезжаются артисты со всей страны, проводим режиссерскую лабораторию, планируем создать кукольный театр, ездим на гастроли — иногда уезжаем больше, чем на месяц! Я всегда говорю: «Не дай Бог, кто-то из артистов заболеет». У нас же театральный спецназ. Приезжаем, репетиция, играем, собираемся и едем дальше. Каждый день меняем локацию. Для нашего города театр, безусловно, это место силы.

Провинциальные труппы — это индикаторы театральной России. Каждый день я выхожу на сцену и играю на двух языках: русском и татарском. Не преувеличу, если скажу, что чувствую регионального зрителя — чего он хочет, чего ему недостает. Россия огромная, менталитет везде разный. А театры малых городов — в центре страны, именно поэтому мы лучше столичных понимаем, что людям сейчас нужно. Мы живем в волшебное время — в эпоху перемен. Помните «Титаник»? Он утонул, а маленькие лодочки обогнули айсберг. Так же и театры: большим сейчас трудно перестраиваться — совсем другие задачи ставит страна, сообщество, зритель. Нам в этом смысле проще.