САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ | Оригинал статьи
Автор: Оксана Токранова
На городских площадках уже в пятнадцатый раз прошел фестиваль театрального искусства для детей и российская национальная премия «Арлекин». Каковы их итоги?
В этом году «Арлекин» собрал театры из Лесосибирска (Красноярский край) и Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Казани, Новокуйбышевска и Петрозаводска, Москвы и Петербурга. Эксперты отсмотрели 88 спектаклей, жюри и зрителям были представлены тринадцать, четыре из них — во внеконкурсной программе. В афише фестиваля соседствовали спектакль-комикс и спектакль-мультфильм, поэтический цирк и сказка-притча, спектакль-чат и балет-фантазия, собачья история и «черная» комедия разбитого сердца, приключение в формате молодежной тусовки и приключения для отважных детей. А также КукКафе в автобусе и спектакли для семейного просмотра.
На торжественной церемонии были озвучены итоги работы жюри, названы победители, отмечены самые-самые.
Цирк и балет
Лучшим спектаклем фестиваля стал (и вполне ожидаемо) поэтический цирк по мотивам хокку Мацуо Басё «Я Басё» соавторов Яны Туминой и Александра Балсанова, осуществленный ими с Упсала-цирком.
В «Я Басё», так же как еще в одном спектакле нынешней афиши — полнометражном сказочном балете «Снежная королева» екатеринбургского театра «Щелкунчик» в хореографии Петра Базарона, — заняты непрофессиональные артисты. Вместе с ребятами из основного состава цирковой студии Упсала-цирка в «Я Басё» работают дети и подростки с особенностями развития. В обоих случаях постановщики так виртуозно и деликатно работают с юными артистами, так тонко используют их профессиональный и личностный диапазон и возможности, что оба спектакля воспринимаются цельно, как очень внятные и законченные.
У магического и человечного театра Яны Туминой, с кем бы она ни работала — профессиональными артистами, детьми, в каком бы театре ни ставила, много поклонников в Петербурге. Ее спектакль в Упсала-цирке одновременно затейливый, изысканной выделки и невероятно простодушный. Он эстетский и в то же время очевидно «ручной сборки», задействующий и цирковое мастерство, и органику юных артистов, рассыпающую в пыль все стены и барьеры.
Жюри «Арлекина» также отметило творческий тандем Яны Туминой и Александра Балсанова как лучших режиссёров. Традиционно в театр спектакля-победителя уходит и денежный приз на новую постановку. Так что будем ждать в следующем году новую работу от команды Упсала-цирка.
Двухактный балет-сказка «Снежная королева» в исполнении учащихся школы и театра «Щелкунчик» из Екатеринбурга в постановке молодого хореографа Петра Базарона — очень внятно рассказанная языком движений (тут классика соседствует с современным танцем и бытовым жестом) история первой хрупкой любви, спектакль весь — путешествие Герды в поисках Кая, но и путешествие по балетным и танцевальным стилям. Точная и тонкая работа хореографа с каждым из юных артистов, его исключительное и бережное внимание к особенностям и возможностям каждого участника спектакля, все это работает на удивительную цельность и ясность спектакля, его композиционную стройность. В музыкальной партитуре соседствуют Адан, Чайковский, Глазунов, Респиги, Стравинский, Райтио, Альвен и фортепианная пьеса современного екатеринбургского композитора Евгения Меньщикова.
Работа екатеринбургского театра была отмечена призом зрительских симпатий.
Театр в жанре комикса
Сквозной и смыслообразующий сюжет нынешнего «Арлекина» — комиксы. Он был раскрыт и в спектаклях афиши, и в специальной программе, которая включала режиссёрскую лабораторию «Театр.ком» и мастер-классы по созданию комикса на театральные темы для детей и подростков. Фестиваль открывал спектакль «Спасти супербелку» театральной компании «Артслэнд» и Центра драматургии и режиссуры, жанр которого был так прямо и определен его режиссёром Екатериной Корабельник — спектакль-комикс. Были в афише фестиваля и другие постановки, эстетически и визуально близкие к жанру театрального комикса. Например, остроумный спектакль для всей семьи «Дети и эти» творческой лаборатории «Угол» из Казани по рассказам Григория Остера.
«Дети и эти» режиссёров Радиона Букаева и Регины Саттаровой подкупает корректной интонацией, с которой молодые актеры лаборатории, одетые в своеобразную прозодежду, произносят реплики «за детей», изящным существованием в текстах Остера внутри сюжета-перевертыша, где дети и родители, «эти», меняются местами: рассудительные, а иногда коварные и злоумышляющие дети тут пытаются надоумить, защитить, воспитать или провести инфантильных и неразумных взрослых.
Весь предметный мир этого спектакля — рисованный, по необходимости от сцены к сцене для обозначения места действия артисты прикрепляют к конструкции, что является базовой декорацией спектакля, то огромную вырезанную по контуру чашку, то цветок в горшке. Скупая бутафория, которой обходятся персонажи, тоже рисованная. Команда актеров азартно играет в спектакль, тут установлена правильная дистанция по отношению к персонажам-детям, нет ни сюсюканья, ни натужного изображения детей пусть даже еще очень молодыми, но взрослыми людьми.
В схожей манере сделан и еще один обаятельный спектакль конкурсной программы — «Дурацкие дети. Леля и Минька». Спектакль Центра им. Вс. Мейерхольда по пронзительным, тонким, полным юмора и точных наблюдений детским рассказам Михаила Зощенко (не случайно жюри фестиваля лауреатом в номинации «Драматург» объявило Михаила Зощенко) поставлен актрисой и режиссёром МХТ им. А. П. Чехова Светланой Ивановой-Сергеевой на двух артистов — Данилу Арикова и Юлию Волкову. Тот случай, когда спектакль одинаково интересен и подросткам, и взрослым (для них это часовое ностальгическое погружение в прекрасный сон детства, возможность нащупать его расплывчатые, едва уже уловимые контуры). Актеры работают в камерной белой коробке, им в помощь — два стула, активный белый экран задника, на который проецируются семейные фото, коллажи, детские рисунки, домашнее видео, и ненавязчивое сопровождение фортепиано. Точность актерской интонации, очень деликатная и подкупающая манера работы с текстами Зощенко, виртуозная работа в дуэте — все это было отмечено жюри, и актеры спектакля получили награды за лучшую женскую и мужскую роли.
Нужны новые формы
Невозможно не выделить в афише нынешнего «Арлекина» еще два спектакля из внеконкурсной программы.
«Лесосибирск Лойс», второй спектакль режиссёра Радиона Букаева в афише фестиваля, поставленный в театре «Поиск» из небольшого города Лесосибирска Красноярского края, сделан в новом жанре спектакля-чата. Мы буквально в чате — большую часть спектакля слышим ритмичный стук по клавиатуре, читаем с экрана переписку школьников и нового учителя по литературе в интернет-чате, из этой переписки и рождается, проявляется сюжет про одиночество, влюбленность, поиски смысла. Сформулированные с подростковой прямолинейностью вопросы эмоционально окрашиваются смайликами, сюжетные повороты сопровождаются плейлистом из профилей героев социальной сети. Пьеса написана специально для Лесосибирска драматургами Ириной Васьковской и Дарьей Уткиной по рассказам подростков города. Спектакль ориентирован на зрителей, для которых общаться — значит початиться, в самом начале зрителям предлагают войти в социальную сеть и присоединиться к группе. Эта не пытающаяся быть приятной работа обращена к подросткам и их родителям. Спектакль лесосибирцев получил специальный приз жюри за поиск новых форм театра для подростков.
Особым событием пятнадцатого «Арлекина» стало участие московского «Гоголь-центра» с приключением для отважных детей «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак. Полный энергии, очень изобретательный спектакль Филиппа Авдеева отмечен премией Ассоциации театральных критиков.
В пяти номинациях отмечен спектакль петербургского Театра им. Ленсовета «Птицы» режиссёра Марии Романовой: еще один диплом за лучшую женскую роль (да, в этом году жюри наградило двух актрис), лучшая работа художника-постановщика и художника по костюмам, лучшие пластический рисунок и музыкальное оформление.
Фестиваль этого года показал, что, несмотря на солидный для театральной инициативы возраст, «Арлекин» остается фестивалем поиска и театральным событием действительно национального масштаба.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» под №081 (6190) от 10.05.2018 под заголовком «Арлекин» ищет и находит».