Театр «Поиск» из Лесосибирска показал в Москве спектакль «Мёртвые души»

Телеканал «Культура» | Оригинал статьи


 

Театр «Поиск» из Лесосибирска показал в Москве спектакль «Мёртвые души». Постановка претендует на «Золотую маску» в трех номинациях и уже получила Гран-при на Фестивале театров малых городов России.

На Золотой маске спектакль из Лесосибирска «Мёртвые души» театра «Поиск». Постановка претендует на маску в шести номинациях и уже — получила Гран-при за «Лучший спектакль малой формы» на XVI Фестивале театров малых городов России, который проводится Театром наций.

Лесосибирск — город на берегу Енисея, почти в 300 километрах от Красноярска с населением около 60 тысяч человек. Выставочный зал, библиотеки, дома культуры и — только один театр. С говорящим названием «Поиск». Совсем небольшой — на 90 мест. После спектаклей театр часто становится площадкой для дискуссий.

«Поиск» — театр-студия, где все держится на энтузиазме. Актёры — не обязательно профессиональные, они же — осветители, монтировщики, сценаристы, грузчики. Потому всегда рады, когда к ним приезжают серьезные режиссеры. Каждая новая работа становится и новым витком профессионального роста. Так случилось, когда Олег Липовецкий решил сделать здесь прочтение «Мертвых душ» Гоголя.

«Когда я им предложил эту безумную идею, они взяли паузу сначала, потому что она им тоже показалась безумной. Но буквально через три дня позвонили и сказали: «Ну давай мы попробуем», — рассказывает режиссёр Олег Липовецкий.

«Всегда интересно работать с новыми режиссерами, а с таким, как Олег — ну правда работать, не побоюсь этого слова, в кайф. По-актерски. Когда режиссёр знает, чего он хочет от артистов, от того спектакля, который он ставит. Он многому нас научил», — делится Олег Ермолаев, художественный руководитель, актёр театра «Поиск».

Признавая число три мистическим для России, Липовецкий сделал спектакль на троих актеров. В новой инсценировке «Мертвых душ» поэтическая Птица-тройка, три коня — Гнедой, Чубарый и Заседатель, неожиданно получила слово. Знаменитые лирические отступления Гоголя обрели плоть. А все три актера — номинации на «Золотые маски» за лучшую мужскую роль.

«Самое сложное в этом спектакле — резко стартануть, а потом не загнаться. В ритме, в тексте распределиться, чтобы в загонке в этих перестановках не потерять персонажа», — отмечает актёр Виктор Чариков.

Минимум декораций, костюмов и реквизита. Максимум фантазии, энергии, отдачи и любви к делу, желание получить удовольствие самим и доставить его зрителю. Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Манилов, Плюшкин – актеры мгновенно перевоплощаются в гоголевских героев — каждый играет более 10 ролей. Даже со счета сбились.

Смех в зале серьезности размышлений о сущности и судьбе России не отменяет. «Мёртвые души» — попытка осмыслить текст великой поэмы из глубины нашего времени — в современном театре. Снова задать гоголевские вопросы. И снова не найти ответов даже в Лесосибирске.