Разобраться в русском характере. Новое театральное прочтение «Мёртвых душ»

аргументы и факты. омск | Оригинал статьи
Автор: Юлия Миленина


Сцена из спектакля «Мертвые души»

На сцене омского «Пятого театра» в рамках международного фестиваля «Молодые театры России» выступил коллектив из Лесосибирска.

Спектакль «Мёртвые души» драматического театра «Поиск» рассказывает о жизни городка NN, куда приезжает Чичиков, нарушая его спокойную и размеренную жизнь. Целью главного героя становится покупка мёртвых душ крепостных крестьян. Чтобы её достичь, он знакомится со всеми чиновниками и знатными людьми города. Однако проницательность Чичикова подвела его в самый важный момент. Когда он завёл знакомство с местным гулякой и сплетником Ноздрёвым, дело приняло совершенно другой оборот.

«Эх, тройка!»

Сцена из спектакля «Мертвые души»

Режиссёр спектакля Олег Липовецкий в своей постановке попытался сохранить две ипостаси гоголевского текста – лирическое повествование и жестокое исследование русских характеров. «В этой поэме Гоголь с любовью попытался описать всю Россию как она была, как будет и как есть», — поделился режиссёр в одном из интервью.

Для наиболее полной передачи лирической стороны спектакля пришлось вводить новых персонажей, которым раньше на театральной сцене не давали слова. Так, например, кони из тройки Чичикова в спектакле театра «Поиск» вдруг начинают говорить. Они превращаются в ту самую птицу-тройку, которая мчится неведомо куда, как и главный герой произведения. Спектакль «Мёртвые души», по словам самого режиссёра, представляет собой попытку некого осмысления современными российскими людьми великого текста и вопросов, которые он поднимает.

Сцена из спектакля «Мертвые души»

Три часа в театре пролетели незаметно. Лесосибирцы создали спектакль, который по своему уровню ничуть не уступает столичным театрам. Отдельно следует отметить прекрасную игру актёров, которая поражает своей многогранностью. Виктор Чариков и Максим Макаров моментально перевоплощались то в мужские, то в женские образы. Наблюдать за тем, как на протяжении нескольких часов два актёра играют всех персонажей – одно удовольствие. В роли неуловимого Чичикова выступил Олег Ермолаев. Таким образом, в спектакле всего три артиста, что снова возвращает нас к мистическому и сакральному для России числу.

Не обошлось и без фирменных «фишек» режиссёра: танцы, куклы, утренние занятия Чичикова йогой, игра в шашки. Ко всему этому добавляется старинный интерьер, необычайная пластика актёров, диалоги. Мёртвые души тоже присутствуют на сцене, их метафорическим выражением становятся старые костюмы.

Успех маленького театра

Сцена из спектакля «Мертвые души»

Многие критики отмечают, что для Лесосибирска, где проживает около 60 тысяч человек, новое прочтение «Мёртвых душ» — большое событие. Драматический театр «Поиск» держится на энтузиазме. Актёры здесь по совместительству могут быть и осветителями, и монтировщиками, и сценаристами. Работа с известным российским режиссёром Олегом Липовецким стала для них новым этапом профессионального роста.

В минувшее воскресенье постановка вызвала огромный успех на омской сцене в «Пятом театре». Несмотря на то, что в зале не утихал смех, серьезность размышлений о судьбе России никто не отменял. Каждый зритель попытался по-своему ответить на «вечные» гоголевские вопросы и осмыслить текст поэмы из глубины нашего времени.