ЭКРАН И СЦЕНА. ГАЗЕТА О ТЕАТРЕ И КИНО | Оригинал статьи
Автор: Алла Михалева
Театр Наций под руководством Евгения Миронова провел в Новороссийске XVI Фестиваль театров малых городов России, обретший за последние годы уникальный формат. Он путешествует по стране, привозя спектакли в принимающие его города, а главное, участники этого теат-рального форума остаются на нем от звонка до звонка и смотрят работы друг друга. В результате фестиваль, как и многие начинания Театра Наций, оброс обширной образовательной программой, включающей профессиональные тренинги, лекции, кинопоказы.
Нынешний фестиваль собрал 16 коллективов из разных уголков России. Многие режиссёры, как это ни удивительно, готовы по старинке умереть в актере, что и сделал поставивший «Мёртвые души» («Лучший спектакль малой формы») в Лесосибирском театре «Поиск» Олег Липовецкий. Впрочем, и «почив», постановщик присутствует в каждой секунде сценического существования трех артистов, разыгрывающих великую поэму. Режиссёрская воля видна в мгновенных и неожиданных перевоплощениях Максима Макаров и Виктора Чарикова в знакомых со школы героев и, конечно, в эмоциональных кульбитах исполнителя роли Чичикова Олега Ермолаева. Почти три часа следует зритель по извилистым дорогам режиссёрской фантазии, несущейся по классическому тексту, нигде не буксуя и не тормозя. Тут сошлось все: актерский азарт, оформление Якова Каждана, пластический рисунок Ольги Васильевой, музыка Александра Улаева. Сошлось и сложилось в настоящую театральную поэму с размышлениями о России и уморительно смешными сценами похождений «великого комбинатора» Павла Ивановича Чичикова.
«Мёртвые души» имели серьезного конкурента — «Вино из одуванчиков» глазовского театра «Парафраз» в постановке его художественного руководителя Дамира Салимзянова, сыгравшего в спектакле мальчика Дугласа, от чьего лица ведется рассказ и для которого лето двенадцатилетия стало порой взросления, размыш-лений о жизни и смерти. Спектакль-путешествие из детства в отрочество, но для большинства зрителей — странствие в обратном направлении, ностальгическое возвращение к истокам, хрупким и нежным воспоминаниям об ушедших близких, первой дружбе, первом предательстве. Авторская работа Салимзянова (как и сама проза Рэя Брэдбери) — и проста, и искусна. Замечательные актеры, единомышленники режиссёра, не увлекаются изображением ребячливости, а наделяют героев той искренностью, простодушием и открытостью, с какой воспринимает мир дети.
Дети и старики — два полюса спектакля. Роли последних исполняют самые молодые. Возраст передается ими через какое-то особое достоинство персонажей. Старость здесь прекрасна своей несуетностью и смиренной готовностью перейти последний рубеж. Сам Салимзянов — и главный герой, и камертон блестящего ансамбля исполнителей. Он получил одну из главных фестивальных наград, приз за лучшую мужскую роль. Игорь Павлов, сыгравший трогательного, смешного, наивного и по-детски мудрого Тома, младшего брата Дугласа, удостоился спецприза председателя жюри Игоря Скляра. А Ассоциация театральных критиков наградила спектакль «за свободу театрального мышления».
Мир глазами ребенка — одна из тем фестиваля. Сквозь призму воспоминаний четырехлетнего Фрица режиссёр Константин Рехтин рассказал историю семьи немцев, выселенной в начале Великой Отечественной войны из Поволжья («Папин след» по повести Гуго Вормсбехера «Наш двор» Северного драматического театра имени М.А.Ульянова из Тары). Тревожным, пугающим в духе готических фантазий Тима Бертона кажется окружающий мир Николеньке Иртеньеву в спектакле «Отрочество» Евгении Беркович по одноименному роману Льва Толстого (Театр «Колесо» имени Г.Б.Дроздова из Тольятти). Жестоким и равнодушным представляется мир взрослых испытывающему дефицит родительской любви мальчику Алеше в спектакле «Урод@добрый мальчик.ru» по мотивам повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» Выборгского театра «Святая крепость» в постановке Кирилла Сбитнева. И уж совсем враждебным и агрессивным оказывается жизнь за окном для тринадцатилетней девочки в триллере с воскресающими мертвецами и извращенцем-педофилом «Девочка из переулка. Хэллоуин» Каменск-Уральского театра «Драма № 3» в постановке Галины Полищук.
На принципе «моновидения» построен спектакль по рассказу Солженицына «Случай на станции Кочетовка» (Нижнетагильский театр имени Д.Н.Мамина-Сибиряка), где режиссёр Вячеслав Тыщук передает сумбурные события первых месяцев Великой Отечественной войны через восприятие юного лейтенанта Зотова.
В центре спектакля «Карл и Анна» Леонгарда Франка (Театр «Мастеровые», Набережные Челны) — история необычной любви. В годы Первой мировой находящийся в русском плену Рихард так много рассказывает холостяку Карлу о своей жене, что тот заочно влюбляется в Анну и, бежав из лагеря, направляется к ней, выдавая себя за ее считающегося погибшим мужа. Неожиданно женщина признает самозванца и между ними вспыхивает серьезное чувство, но тут возвращается настоящий Рихард. Осознав правду и узнав о беременности жены, он отпускает незаконных любовников на волю. Интрига усложняется присутствием еще одного персонажа, подруги Анны — Марии, давно влюбленной в Рихарда. Режиссёр Денис Хуснияров придал романтической с налетом мелодраматизма пьесе экспрессионистский оттенок, сделав ее более жесткой, упругой и лаконичной. Начав действие со второго акта, он сократил второстепенных персонажей, оставив только четырех главных героев. Именно перепады и нюансы их взаимоотношений составляют эмоциональное содержание спектакля, балансирующего на перекрестке тишины, пауз, таинственных умолчаний и яростных взрывов медитативного течения сюжета. Мы видим малейшие движения души героев, трезвеющих к финалу и делающих шаг из наваждения в реальность. В спектакле — четыре отличных актерских работы. Особенно хороши женщины Александра Комлева (Анна) и Анна Дунаева (Мария), разделившие премию за лучшую женскую роль.
В номинации «Большая форма» победил спектакль Павла Зобнина «Смерть Тарелкина» (Серовский театр драмы имени А.П.Чехова), точно и остроумно передающий морок пьесы Сухово-Кобылина, с узнаваемыми героями: предприимчивым мошенником Тарелкиным (Дмитрий Плохов), амбициозным полицейским с замашками уголовника Расплюевым (Петр Незлученко), высокопоставленным вальяжным взяточником Варравиным (Алексей Дербунович). Впрочем, здесь все вурдалаки и оборотни, поданные со вкусом к эксцентрике, балагану и яркой образности. Как говорит сам Тарелкин: «нет людей — все демоны».
Абсурдно-гротескную картину российской действительности дает и «Ревизор» «Тильзит-театра» из Советска. Спектакль Артема Терехина, недавно возглавившего коллектив, получился цельным, внятным и смешным. Городничий (Владимир Архипов) очень напоминает сегодняшнего функционера, а Хлестаков (Владимир Комиссаровский), подобно гофмановскому Крошке Цахесу, таков, каким его хотят видеть местные чиновники, симпатичные прохвосты всех мастей. Троих из них на фестивале в Новороссийске в режиме срочного ввода сыграли артисты других театров (Кирилл Имеров и Петр Незлученко из Серова, Игорь Булыгин из Нижнего Тагила), за что удостоились премии главы Новороссийска Игоря Дяченко.
На фоне эксцентричной кавалькады чиновников выделяются две женские, едва ли не драматические, фигуры — Анна Андреевна и Мария Антоновна, потерявшие свой единственный шанс на «перемену участи». Исполнительницы этих ролей Ирина Несмиянова и Полина Козловская также удостоились приза главы Новороссийска за лучший актерский дуэт.
В большой форме царила классика. Вполне закономерно Кинешемский театр имени А.Н.Островского представил на фестивале «Снегурочку», действие которой Александр Огарев перенес в шестидесятые годы прошлого века, связав историю «холодной» девушки со временем «оттепели». Не обошлось и без Чехова. Гульнара Галавинская поставила в Мичуринском драмтеатре «Трисестры» (без пробела) про настоящих полковничьих дочек, рядом с которыми мужчины — слабые и беспомощные существа, постоянно что-то доказывающие: Кулыгин — что любит жену, Тузенбах — с маниакальным упорством — что он русский. И в качестве подтверждения последний пускается в лихой народный пляс, превращающийся в данс-баттл с Соленым. К сожалению, идеи режиссёра внятно не проговорены, хоть артисты и выделяют интонационно каждое слово, что приводит к потере смыслов, тонущих в напористом словесном потоке.
«Екатерина Ивановна» Леонида Андреева в Минусинском драмтеатре стоит несколько особняком. Алексей Песегов обратился к стилистике немого кино и декадентскому излому начала двадцатого века. Изысканно красивый спектакль (художник Светлана Ламанова) отмечен отличныым актерским ансамблем с Ольгой Смеховой в заглавной роли. Гибкая, пластичная, обладающая богатым интонациями голосом, актриса создает выразительный образ женщины эпохи декаданса с ее тоской по идеалу, культом хрупкой увядающей красоты, уходом от реальности и склонностью к внешним эффектам. Эта вычурная женщина живет в вымышленном мире, затягивая в свое магнетическое поле окружающих, тоже начинающих терять ощущение реальности.
Среди актерских удач фестиваля — Рустем Зиннуров (приз «Надежда»), виртуозно сыгравший в спектакле «Иблис» («Дьявол») Мензелинского татарского театра (режиссёр Сергей Потапов). Его герой — порождение людских пороков и преступлений. Специального диплома жюри удостоилась и народная артистка России актриса Саратовского театра драмы Римма Белякова, исполнившая Мод в спектакле «Гарольд и Мод» драмтеатра города Вольска.
И еще один диплом — «за партнерство с Театром Наций в проведении фестиваля» — получил гостеприимный хозяин, Новороссийский театр имени В.П.Амербекяна.