В искусстве не бывает «сегодня, как вчера, а завтра, как сегодня». Искусство всегда процесс, всегда поиск, всегда движение. И процесс этот бесконечен. В творческих исканиях проходит жизнь. Но жизнь и есть неустанный поиск. Истины, своего назначения, творческого кредо. Поиск самого себя.
Лесосибирский драматический театр «Поиск» родился в 1978 году. Его основателем, художественным руководителем и режиссёром стал Владимир Иванович Евстифеев, до этого много лет руководивший Енисейским народным театром. Владимир Иванович был человек замечательный, и, в некоторых отношениях, даже уникальный. Закончив Московский государственный институт культуры он целиком посвятил себя театру. Как режиссёр Енисейского народного театра он заслужил признание и уважение.
Его спектакли не раз становились лауреатами смотров народных театров:
- В 1961 году в г. Иркутске спектакль «Любовь Яровая» по пьесе К. Тренева получил звание лауреата 1 Всесоюзного смотра народных театров.
- В 1965 году спектакль «Именем революции» по пьесе М. Шатрова получает диплом первой степени на Всесоюзном смотре народных театров. Позже этой же награды был удостоен спектакль «Юность отцов» по пьесе Б. Горбатова.
- В 1973 году спектакль «Вей, ветерок!» по поэме Я. Райниса приносит театру очередное звание лауреата Всесоюзного смотра народных театров.
- В 1974 году спектакль по произведениям А. С. Макаренко «Человек, здравствуй!» получил рекомендацию на Международный фестиваль любительского искусства социалистических стран, который проходил в Чехословакии.
В 1970 году В. И. Евстифеев получил премию комсомола Красноярья за работу с молодежью. В 1974 году ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Владимир Иванович был постоянным участником краевых творческих лабораторий, его постоянно приглашали в Москву и Ленинград. В 1975 году в составе делегации от самодеятельных коллективов страны он посещал культурные центры Италии, чтобы, как говориться, прикоснуться к истокам.
В 1976 году Евстифееву было предложено организовать театр в Лесосибирске, молодом городе, только что образованном на базе двух рабочих поселков. И в 1978 году он вместе с несколькими артистами Енисейского народного театра переезжает в г. Лесосибирск. Так была создана первая труппа Лесосибирского народного театра.
Начало существования театра было очень непростое. В тот период театр не имел своего постоянного здания. Первым местом обитания народного театра был Клуб ЛДК № 1. После этого местом пристанища театра ненадолго стал дом культуры «Ангара». Потом какое-то время театр даже находился в трехкомнатной квартире.
Несмотря на все трудности, стойко преодолевая их вместе с новым коллективом, Владимир Иванович вновь добивается признания. В 1980 году спектакль, поставленный В.Евстифеевым, «Бесприданница» по пьесе А.Островского становится лауреатом краевого фестиваля театрального творчества. В 1982 году коллектив достигает ещё более заметного успеха, став участником Международного фестиваля любительских театров в Токио. Лесосибирцы возили в Японию спектакль по пьесе А.Арбузова «Таня». Исполнительница роли Тани — Марина Майкова получила Гран-при за лучшую женскую роль.
В театр приходили многие люди, но оставались те, которых притягивал не только интерес, но магическое желание творческого самовыражения. Актёры, тогда ещё не имеющие театрального образования, смело «окунались» в бурлящий поток творческого процесса. Ведущими актерами Лесосибирского народного театра были Александр и Татьяна Александровы, Валентина Полушина, Валерий Поротов, Марина Майкова, Владимир и Елена Старовойт, Анатолий Фиалкин, Светлана Гурьева, Алексей Казанцев. Кроме искусства как способа самовыражения, в театре всегда существовало прочное отношение к театру как к делу. Как к работе или, точнее, как к служению.
В 1987 году В. И. Евстифеев отметил свое пятидесятилетие. А в 1988 году случилось то, о чем Владимир Иванович мечтал много лет — театр получил свое здание и статус Лесосибирский театр-студия «Поиск». Зная характер Евстифеева, от него ждали новых творческих удач, но 16 октября 1988 года сердце Владимира Ивановича остановилось. Последней радостью режиссёра стал спектакль детской студии «Два клена» по Е. Шварцу и спектакль по пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».
Имя Владимира Ивановича Евстифеева внесено в почетную Книгу трудовой славы Красноярского края.
После 10-летнего периода работы под руководством В.И. Евстифеева, наступает новый этап в жизни театра. Приходит новый режиссёр, а в последствии художественный руководитель Юрий Александрович Лобанов.
В 1979 году он окончил Кемеровский государственный институт культуры. Работал режиссёром народного театра в г. Юрга. В 1987 году окончил высшие режиссёрские курсы при Щукинском училище (профессор А. Буров).
Несомненно, для театра это был сложный момент привыкания, взаимного узнавания… Первый спектакль, который поставил с коллективом Юрий Лобанов («И был день» по пьесе Алексея Дударева), стал лауреатом краевого фестиваля театрального творчества. Актеры поверили в режиссёра, он поверил в актеров.
Возникли отношения партнерства. Можно было строить планы. Через год с тем же спектаклем театр пополнил список своих творческих удач еще тремя дипломами, на этот раз, театрального фестиваля Сибири и Дальнего Востока в г. Улан-Удэ.. Актеры Константин Нешин и Оксана Грибова получили диплом за лучший актерский дуэт. Актер Валерий Ильясов – диплом за исполнение характерной роли. А в целом спектакль был признан лучшей постановкой.
В 1991 году на сцене «Поиска» состоялась премьера спектакля по пьесе Б.Брехта «Трехгрошовая опера». На III Всесоюзном фестивале народного творчества в Красноярском крае в г.Абакане спектаклю присудили диплом второй степени. Стилистикой постановка во многом напоминала бродвейский мюзикл. Песни к спектаклю писали актер театра, поэт Николай Штромило и известный красноярский бард Валерий Кузнецов.
Такое сотрудничество продолжилось и в следующих постановках. Совместно с Н. Штромило режиссёр Ю.Лобанов сделали инсценировку к спектаклю «Приглашение на казнь» по произведению Владимира Набокова. А в спектакле «Зойкина квартира» по пьесе М. Булгакова, песни и зонги к спектаклю были написаны красноярским поэтом и бардом Г. Васильевым.
В октябре 1992 года любительский театр-студия «Поиск» получает статус муниципального драматического театра (лесосибирцы первые в крае получили этот статус). Появляется свое штатное расписание и возможность принимать в труппу профессиональных актеров. А тех актеров, которые не имеют профессионального образования обучать в институтах. Так за несколько лет при поддержке Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры многие прошли профессиональную переподготовку и получили специальность «Актер драматического театра».
Став муниципальным коллективом, театр получил возможность участвовать в фестивалях для профессиональных театров.
В 1994 году театр со спектаклем «Вальпургиева ночь» по пьесе В. Ерофеева стал участником Международного театрального фрич-фестиваля в г. Перми.
Позже стал постоянным участником краевого фестиваля «Театральная весна» и многие спектакли получили на нем свои заслуженные награды:
- 1997 год — спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» по пьесе А. Слаповского получил диплом секции критики СТД;
- 2001 год — спектакль «Месье Амилькар» по пьесе И. Жамиака получил диплом за лучшую женскую роль второго плана (актриса театра В. Фофанова);
- 2003 год — спектакль «Лебединая песня» по пьесам А. Чехова получил специальный диплом жюри фестиваля, диплом за лучшую мужскую роль (актер театра С. Иордан);
- 2006 год — спектакль «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннеси Уильямса получил диплом за лучший спектакль, диплом за лучшую женскую роль (актриса театра Т. Александрова).
В 2007 году театр со спектаклем «Стеклянный зверинец» стал участником Международного фестиваля «Рождественский парад» в г. Санкт-Петербурге. Был высоко оценен критиками и членами жюри фестиваля.
На протяжении всей работы в театре Ю.А. Лобанов смело использует многие средства театральной выразительности, насыщает свои спектакли музыкой, спецэффектами, но основой сохраняет человеческую природу, силу духа. Он верен основному принципу: хорошая литература в основе репертуара, высокий художественный уровень, сильный актерский ансамбль, и самое главное диалог со зрителем. Все годы с ним его любимые авторы: Чехов, Островский, Булгаков, Набоков, Пинтер, Мрожек, Брехт, Уильямс. Он обладает чувством меры и хорошим вкусом. Юрий Александрович является автором многих новогодних сказок для детей.
Юрий Александрович создал при театре молодежную студию, и на протяжении многих лет он занимался с молодыми талантами, многие из которых навсегда связали свою жизнь с театром.
Ведущими актерами в разных амплуа и в разные годы стали Оксана Болотова, Владимир Габелев, Сергей Иордан, Александр Израэльсон, Евгений Бутенко, Наталья Голованова, Вера Фофанова, Виктор Чариков, Наталья Гамеза, Олег Ермолаев, Наталья Михайленко.
Ю.А.Лобанов неоднократно награждался грамотами главы города, благодарственными письмами Администрации Красноярского края, благодарственными письмами Законодательного Собрания. В 2000 году был принят в члены СТД РФ.
Более 20 лет он был бессменным руководителем и режиссёром театра, но по состоянию здоровья в 2011 году Ю.А. Лобанов был вынужден оставить этот пост. Однако Юрий Александрович и по сей день не теряет связи с театром, следит за новыми постановками и творческими успехами труппы.
С 2011 года художественным руководителем становится Ермолаев Олег Васильевич. С этого периода жизнь театра переходит в новое русло. Поскольку теперь в труппе нет постоянного режиссёра, то на новые постановки приглашаются мастера из разных городов. Так за последние пять лет театр познакомился с режиссёрами из Москвы, Новосибирска, Нижнего Новгорода и в результате этих знакомств родились замечательные спектакли, которые радуют зрителей и получают заслуженные награды на фестивалях.
За этот период театр дважды был лауреатом международного фестиваля «Рождественский парад» в г. Санкт-Петербурге:
- 2013 год — спектакль по пьесе Христо Бойчева «Оркестр Титаник» в постановке реж. Евгения Рогулькина (г. Новосибирск) получил диплом в номинации «Приз зрительских симпатий»;
- 2015 год – спектакль по пьесе А.Н. Островского «Кому сон, кому явь, кому клад, кому шиш!» в постановке Александра Ряписова (г. Нижний Новгород) стал лауреатом в двух номинациях: «Лучший спектакль» и «Лучшая мужская роль» (актер Виктор Чариков).
Театр продолжает быть постоянным участником краевого фестиваля «Театральная весна» и привозит заслуженные награды:
- 2012 год – спектакль по пьесе А.Герни «Сильвия» в постановке Евгения Рогулькина (г. Новосибирск) получил диплом «Лучшая роль в муниципальном театре» (актриса Юлия Гусева);
- 2013 год – спектакль по пьесе Данилы Привалова «5:25» в постановке Виктора Стрельченко (г. Москва) получил диплом «Лучшая мужская роль в муниципальном театре» (актер Максим Макаров);
- 2014 год – спектакль по пьесе Христо Бойчева «Оркестр Титаник» в постановке реж. Евгения Рогулькина (г. Новосибирск) получил диплом в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (актриса Наталья Гамеза)
- 2015 год – спектакль по пьесе А. Малейко «Техника номер восемь» в постановке Кирилла Левшина (г. Москва) стал лауреатом в двух номинациях: «Лучший спектакль» и «Лучшая мужская роль» (актер Виктор Чариков).
- 2016 год – спектакль по пьесе А.Арбузова «Мой бедный Марат» в постановке Кирилла Левшина (г. Москва) стал лауреатом в номинации «Лучшая женская роль» (актриса Наталья Гамеза).
Театр постоянно участвует в конкурсах на реализацию социо-культурных проектов. Так за эти годы были получены гранты на реализацию творческих проектов для молодежной аудитории, и грант на реализацию постановки для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2014 году театр выиграл грант на участие в молодежном форум-фестивале «АРТМИГРАЦИЯ». Благодаря этой программе коллективу театра была оплачена поездка в г. Москва. На площадке Театрального центра СТД РФ «На Страстном» театр представил зрителям свой спектакль по пьесе А. Малейко «Техника номер восемь».
Театр постоянный участник фестиваля — лаборатории муниципальных театров «Камерата плюс», который с 2012 года проходит в г. Шарыпово при поддержке Министерства культуры Красноярского края. Благодаря этому фестивалю актеры имеют возможность повысить свой профессионализм. Для них проходят мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению, которые проводят педагоги ведущих ВУЗов страны. На лаборатории проходят знакомства с новыми режиссёрами, критиками, драматургами, писателями и расширяются творческие границы коллектива.
Театр успешно гастролирует, появляются новые актеры.