Акула-победительница

петербургский театральный журнал (блог) | Оригинал статьи
Автор: Татьяна Тихоновец


В Лесосибирском театре «Поиск» в марте состоялась премьера спектакля Радиона Букаева по пьесе Ирины Васьковской «Акула года». Так в пьесе назван городской конкурс на лучшее предприятие малого бизнеса. Название конкурса вполне соответствует нашему времени с его полностью сбитыми прицелами. А если задуматься: что значит звание «акула года»? Это, скорее всего, челюсти крепче, чем у всех? Это значит, что если вцепится в горло, то голову точно откусит? Или ногу оторвет? Нет, бизнес у тройки победителей вполне миролюбивый: сеть городских прачечных «Стирай, город», кондитерская фабрика «БУБЛиКО» и салон красоты «Виктория». Вот о хозяйке салона Виктории и пойдет речь.

А. Толкачев (Даня), Н. Гамеза (Виктория).
Фото — Юлия Гридина.

В последние годы появилась новая тенденция в спектаклях и пьесах о нашей жизни. В драматургии 90-х зрители наотрез отказывались ассоциировать себя с героями пьес. Они ни за что не хотели видеть на сценах действительно больные темы и проблемы тогдашней жизни. Пьесы Николая Коляды и многих его талантливых учеников игрались на многочисленных малых сценах, как правило, не находя «своей» аудитории в спектаклях «большой формы». Люди, ходившие в театры, не хотели смотреть ни про маргиналов, ни про трудных подростков, ни про наркоманов, ни про обнищавшее население. Очевидно, слишком близкой была дистанция, слишком много знаков читалось из своей тяжелой жизни. Современные пьесы недолго держались в репертуаре, очень часто я была свидетелем того, как приходилось рано списывать хорошие, а иногда просто отличные спектакли. И вот что-то неуловимо изменилось. И в жизни, и на сцене. Знаком таких изменений для меня была пьеса Ярославы Пулинович «Жанна», которая просто пожаром прошла по большим сценам, по «успешным» театрам, да и сейчас идет и имеет явный зрительский успех. На сцену, наконец, вышла женщина-победительница. Героиня, победившая свои проблемы, свое голодное прошлое, свою нищету. (В 1982 году была написана пьеса Арбузова с названием «Победительница», поначалу он даже хотел назвать ее «Таня-82». Она обошла многие театры и была экранизирована, но это было совершенно в других реалиях и другой жизни.)

Вот и в пьесе Ирины Васьковской, которая создавалась именно для театра «Поиск» совместно с режиссером Радионом Букаевым, речь тоже идет о героине-победительнице. Нет, о девяностых речи уже нет. Хотя понятно, что многое в характере Виктории, хозяйки городского салона красоты, пришло оттуда: стремление к цели, жажда победы, память о семейном безденежье и мечте о новых тряпках — господи, да конечно, все оттуда. Но все уже давно побеждено. У Виктории свой салон, муж и дочь-подросток. Сама она умница, красавица, успешная блогерша, рассказывающая другим женщинам, как стать такой, как она. Кажется, все прекрасно. Через два дня финал конкурса, в котором она надеется стать победительницей. Действие происходит в салоне, который сценограф Альберт Нестеров организовал с юмором: непременная позолота на всем и распространенные в наших широтах пальмы. Все узнаваемо: и пространство, и люди, и жизнь.

Н. Гамеза (Виктория).
Фото — Юлия Гридина.

В этой пьесе, как и в спектакле, все герои — это «обслуживающий персонал» главной героини. Хозяйку салона Викторию играет Наталья Гамеза. Для нее и написана эта роль! В ее исполнении это женщина, которая вся создана из улыбок, речевых штампов, наставлений и банальностей, из хорошо усвоенных уроков учителей успешного бизнеса. Такие женщины в последние десятилетия просто размножились будто почкованием. Они почти неотличимы друг от друга манерами, лексикой, гламурными личиками. Разве что тряпки могут быть классом повыше или пониже.

Героиня Натальи Гамезы на протяжении спектакля как будто бесконечно меняет маски. Вот маска заботливой матери, вот — участливой хозяйки салона, вот сияющая уверенностью женщина делится на своем канале собственными рецептами на пути к победам. Лицо ее постоянно напряжено, улыбка словно приклеена. Такие женщины в массажных салонах умоляют об одном — снять с лица гримасу, которая уже как будто приросла к мышцам. (Когда-то Ефремов сказал Смелянскому, указав на одну актрису: «Смотри, все мышцы переродились от вранья». Вот это сказано и про таких женщин, как героиня Натальи Гамезы.)

Только на близких «масок» не хватает. Поэтому на дочку пять минут, пока за завтраком проходит урок воспитания, а на мужа и того меньше. Ну некогда на них тратиться. Актриса играет женщину, которая сама загнала себя в эту гонку, и справиться, выскочить из этого колеса она не может. Должно произойти что-то очень важное или трагическое, чтобы она поняла, что с ней произошло.

О. Ермолаев (Миша), И. Швец (Мира).
Фото — Юлия Гридина.

Муж Миша в исполнении Олега Ермолаева — классический муж-подкаблучник, подавленный успешной женой. Почти весь спектакль он репетирует фразы, которыми хочет, наконец, поговорить с ней о важном — о своем уходе. Но так и не решившись, он просто уходит, чем вызывает в жене настоящее потрясение. Тут и фразы находятся. И интонации, которые он искал весь спектакль. Но нет. Даже его уход не может пробить эту броню. И попытки дочери Миры (Ирина Швец) достучаться до матери, кстати, на редкость миролюбивые для подростка, тоже ни к чему не приводят, кроме нервной истерики и обвинения всех в предательстве накануне ее самого важного сражения.

В этой пьесе, вообще-то, врагов у Виктории нет. Ее окружают неплохие люди. Виктор Чариков очень обаятельно играет отчаянно влюбленного в нее случайного любовника, мужа ее сотрудницы Леры (Анна Лесько). «Лишний бокал игристого, ну, пять лишних бокалов», — кается Виктория в случайной связи. Она не готова повторить эту «большую гормональную ошибку», а он уже ушел из семьи и даже собирается сбросить вес ради нее. Лера, которая застает их почти врасплох, аж с двумя бокалами вина, тоже не враг Виктории. То, что ее хозяйка польстилась на ее нелепого Леню, даже успокаивает Леру, ставя ее на одну ступень с Викторией: оказывается, не все так плохо в ее жизни, как не все так уж хорошо в жизни хозяйки. Здесь актрисы играют «тонкие женские материи», на подтекстах, усмешках, взглядах в сторону. Непроговоренное мучает обеих, они однокашницы, а значит, соперницы по жизни. Никто не прощает успеха тем, кто учился бок о бок неважно где, в университете или на курсах трактористов, но почему-то оказался удачливее. Не враг Виктории даже уволенная ею хорошая «бровистка» Света (Юлия Шарабаева), которая шантажирует ее, грозя излюбленным жанром нашего народонаселения: написать жалобу в Роскомнадзор. Верни ее на работу — и она тут же присмиреет (хотя жалобу или донос все равно напишет).

Шарабаева играет абсолютную «оторву», играет крупными мазками, почти карикатурно. В этом диалоге хозяйки и «бровистки» тонкости нет. Тут сплошная агрессия двух хабалок: кто кого? Еще одна маска Виктории? Или это и есть ее суть? Когда в финале, пойдя бывшей работнице навстречу, владелица салона увольняет абсолютно преданного ей админа Славу (Максим Макаров), теряется даже наглая «бровистка», ошеломленная такой явной несправедливостью. Понятно, что должность, которую ей предложила хозяйка, «расстрельная», и Света с ней не справится. Она и слов-то многих не знает, а ведь с этими словами надо как-то управляться. Но тут важно другое: как Виктория жестоко расправляется с преданными ей людьми, как легко переходит любые границы.

Н. Гамеза (Виктория), М. Макаров (Слава).
Фото — Юлия Гридина.

В спектакле есть несколько сцен, в которых оказывается, что остальные герои вполне нормальны. Например, разговор дочери Миры и ее попытка напомнить матери об их прежней, может быть, не такой успешной, но теплой жизни. Или сцена Миры и Дани, сына Леры, принятого на работу в салон. У Дани (Андрей Толкачев) есть своя философия: он выживальщик — землянка в лесу, гиперфиксации и все такое. По каким-то оговоркам, оценкам, репликам начинаешь понимать, что Мира и Даня — это брошенные дети (несмотря на наличие вполне приличных родителей), которые пытаются сами научиться жить и даже помочь своим заигравшимся предкам. То есть врагов тут нет.

Все дело в том, что фальшивые цели и идеи в буквальном смысле овладели людьми. Одержимость успехом стала фетишем. Вокруг Виктории как будто облако этой заразы. И она подавляет всех вокруг: кого-то заражает завистью, кому-то внушает комплекс неполноценности, в ком-то возбуждает ненависть. Трудно остаться нормальным, когда ты окружен бесконечным камланием о том, что время — это единственная валюта человека, что надо иметь цель и стремиться к ней, что надо, надо, надо… Конечно, все эти идеи банальны, давно стерты и даже смешны. От них хочется держаться подальше. Все так и делают.

Получается, что единственный человек, с которым Виктория честна и откровенна, это Регина (Ксения Бакшина), можно сказать, целитель и идеолог ее жизни, которая появляется только на экране. Ну, эта героиня предельно узнаваема: карты таро, «надо почистить карму», «представь себе, что ты на берегу океана» (в Лесосибирске нужно иметь богатое воображение, чтобы представить себя на берегу океана), «когда я буду открывать третий глаз»… словом, весь набор известного словоблудия.

А. Толкачев (Даня).
Фото — Юлия Гридина.

Надо сказать, что страна у нас большая, и если в столицах все-таки все больше народа не карму чистит, а ходит к психологам, то в провинции — все эти ведуны и экстрасенсы с широко раскрытым третьим глазом до сих пор в ходу. Не случайно в зале раздавался понимающий смешок в сценах, где Регина с экрана учила будущую акулу чистить пространство вокруг себя. К финалу спектакля пространство очищено полностью.

Виктория празднует свою победу одна. Актриса прекрасно играет эту сцену: красивая, в роскошном платье, она испытывает минуту славы и миг абсолютной потерянности, когда оглядывается и понимает, что торжество разделить не с кем. И тогда зачем все? Для кого?

Вроде бы совершенно бытовая пьеса, погруженная в жизнь самых обычных людей, благодаря подробному режиссерскому анализу и хорошей актерской игре поднимается до важных вопросов нашей жизни. Не общественных, а личных, касающихся каждого. Кому-то уже и поздно задавать эти вопросы. А кому-то — самое время.