страстной бульвар, 10 | Выпуск № 10-220/2019
Автор: Груева Елена
По итогам прошлогоднего Фестиваля театров малых городов России почти все призы забрали комедии. На этом — XVII, что проходил в городе Камышине на Волге, — победили те, кто сумел довести зрителей до слез. Причем, не до слез умиления, трогательного сочувствия, а до горьких слез бессильного понимания, что история нас ничему не учит, и что сегодня мы все ближе к «готовности повторить» ужасы первой половины ХХ века, которые еще так недавно казались давно пережитым трагическим прошлым.
«Лучшим спектаклем малой формы» жюри признало «Наш класс» (режиссер Александр Баргман, Няганский театр юного зрителя, Ханты-Мансийский АО — Югра). В известной пьесе Тадеуша Слободзянека об истории одного класса польской довоенной школы, где вместе учились поляки и евреи, и о том, как поляки-одноклассники потом уничтожали евреев-одноклассников и присваивали их имущество, Баргмана зацепил не столько национальный вопрос, сколько та легкость оправдания насилия над ближним, которую человек способен допустить по любым мотивам: национальным, религиозным или имущественным, например. И никакие режиссерские излишества и сентиментальные красивости, коими изрядно грешит постановка, не смогли заглушить реальную сегодняшнюю боль, которую так точно режиссер ощутил. Боль, которую так просто и искренне чувствовали, а не играли няганские актеры. Боль, которая и в зале никого равнодушными не оставила.
«Лучшим спектаклем большой формы» стало «Собачье сердце» (режиссер Семен Серзин, Русский драматический театр «Мастеровые», Набережные Челны, Республика Татарстан). Мне режиссерская трактовка булгаковского сюжета (а пьесу Серзин значительно переиначил) показалась злым упреком прекраснодушной интеллигенции, готовой прятаться во «внутренней эмиграции», старательно не замечая рушащегося вокруг мира. Сценограф Елена Сорочайкина завалила роскошную квартиру Преображенского набок: у одной стены лежит пианино, а другая ощетинилась торчащей люстрой с обвисшими хрусталиками, в которых свет не играет, потому что его нет. Прозекторский металлический стол прислуга камуфлирует белой простыней под обеденный, а баба-профессор продолжает рассуждать о том, что спать надо в спальне, а обедать в столовой. Преображенского играет актриса Марина Кулясова. Играет без тени шаржа, явно сочувствуя своему герою, однако не скрывает растерянности, когда Шариков на его глазах насилует Зиночку, а та расстреливает своего обидчика из пистолета, пока озверевший Борменталь тщетно пытается его задушить. Профессор Кулясовой в финале берет вину на себя и дает Швондеру увести себя на расстрел. Но этот «подвиг» уже никого не спасает: ни бывшего пса, ни ставших убийцами домочадцев, ни мир вокруг.
Больше всех премий получил лихой, очень смешной и совершенно беспощадный спектакль «Просто так. История одного детского сада» (режиссер Радион Букаев, Городской драматический театр «Поиск», Лесосибирск, Красноярский край): премию «Ассоциации театральных критиков», премию от города Камышина, приз жюри «Надежда» Александре Божневой за роль Воспитательницы. По заказу театра драматург Светлана Баженова написала текст об очередном родительском собрании в детском саду, которое чуть убийством не закончилось. Нового воспитателя (бабника и веселого разгильдяя, для которого детсад оказался спасением от безработицы) заподозрили в педофилии только потому, что он дважды отвел домой девочку, которую мама опоздала забрать. Тут срабатывает все: и возбуждаемые телеящиком модные фобии, и готовность каждого поверить в самое худшее про ближнего своего, и чувство вины вечно занятых родителей, которое моментально переходит в агрессию к тому, на кого эту вину можно переложить. Зрители окружают сцену-пятачок так, словно они и есть пришедшие на собрание родители. Среди них сидят актеры, играющие родителей, и то и дело обращаются к ним за поддержкой. События развиваются с угрожающей скоростью. Того гляди, и публика в драку полезет. И больно, и смешно. Наверняка спектакль театра «Поиск» станет хитом многих фестивалей, как и предыдущий их спектакль «Мертвые души» в постановке Олега Липовецкого.
Специальный приз Оргкомитета фестиваля получил спектакль режиссера Дмитрия Акриша «Бог ездит на велосипеде» (Березниковский драматический театр, Березники, Пермский край). Драматурги Ирина Васьковская и Дарья Уткина обработали рассказы реальных тинейджеров и истории актеров, занятых в спектакле. Режиссер превратил их в отчаянную, нервную, рваную, конвульсивную ораторию о тотальном одиночестве подростка, невозможности докричаться до мира родителей, о безъязыкости детей, готовых хватать чужие слова у попсы, или рэперов, или киношек — лишь бы как-то выразить свои боль и страх. Действие вихрем вьется вокруг рассаженных на сцене зрителей, окружая их, вздымаясь под колосники. Или выплескивая в центр круга немую девочку, напрасными, непонятными никому жестами пытающуюся объяснить каждому что-то важное. Или прибивая к чьим-то коленям дрожащее, нуждающееся в защите и ласке тело. Спектакль многожанровый, избыточный в средствах, шумный, неуютный, но честный.
Неожиданной в контексте фестиваля (а его, кроме названных, составляли и «Головлевы», и «Калигула», и «Васса Железнова») передышкой стал спектакль «Старший сын» (режиссер Денис Бокурадзе, Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск, Самарская область). Теплый, в прямом смысле выстеленный шерстяными ручной работы коврами, островок веры в возможность человечности. В родном театре Бокурадзе повторил практически свой спектакль, поставленный прежде в Театре на Таганке, но с одним существенным отличием. Роль Сарафанова играет удивительный молодой актер Даниил Богомолов. Он использует ненавязчиво возрастную характерность и делает это обаятельно, но не в возрасте его героя дело. Он играет именно героя — человека, в каждый момент своей жизни осознанно выбирающего сторону добра, прощения, приятия другого человека, чего бы это ему ни стоило. Приз жюри за «Лучшую мужскую роль» был присужден Богомолову практически единогласно.
За прошедшие годы среди театров малых городов невольно сформировался пул фаворитов, чьи спектакли сами участники ждут с нетерпением. «Новичков» встречают с интересом. Но так, чтобы дебютанты фестиваля получили главный приз и возможность показать свой спектакль на сцене Театра Наций в Москве, случалось редко. В Камышине такой прорыв получился у Няганского ТЮЗа. Фестиваль последовательно расширяет театральные границы России и превращается в важнейший, сложно устроенный и многовекторный форум. Кроме уже ставших неотъемлемой частью фестиваля ежедневных тренингов по сценической речи и сценическому движению в этом году прошли консультации юристов по авторскому праву, лекции: критика Романа Должанского «Новые театральные формы» и помощника режиссера Эймунтаса Някрошюса Таураса Чижаса «Эймунтас Някрошюс — завещание», практические занятия по авторским методикам: актрисы Юлии Свежаковой «Актерское мастерство. Новые условия игры», композитора Николая Морозова «Развитие гармонического слуха и вокальных навыков у актеров», руководителя постановочной части БДТ им. Г.А. Товстоногова Яниса Темира «Руководство монтировочным цехом в современном театре». Участники смогли посмотреть самые свежие кино-премьеры, походить по экскурсиям, наконец, наесться вкуснейшей клубникой, которая поспела на камышинских огородах аккурат к фестивалю.
Жаль только, что впервые за последние лет десять большой зал Камышинского драматического театра на спектаклях феста не всегда заполнялся. Впрочем, кто-то же должен был собирать для участников клубнику…